Перейдем теперь к сообщениям итальянского монаха XVII в. Джиованни Лукки (Жан де Лукка), относящимся к 1625-1634 гг. Автор, являясь представителем доминиканской миссии в Крыму (в Каффе), неоднократно выезжал в глубь татарских, ногайских и черкесских земель для близкого ознакомления с образом жизни этих народов. Побывал он и у абхазов. В предисловии к своей работе он подчеркивает: "В этом опи-

====
36
====

сании я изложу только то, что видел своими глазами" (15). Не останавливаясь подробно на его описании черкесов, в котором, в частности, мы находим любопытные этнографические параллели в их быту с абхазами (последние "одеваются подобно черкесам, но волосы стригут иначе, чем те" (16); мальчики и девушки "прислуживают гостю с открытым лицом и моют ему ноги" (17); родственники покойного "бичуют себя, а жены царапают себе лицо" и др.), отметим то, что он рассказывает об абхазах, включая и определение их географического положения.
 Дж. Лукка пишет об абхазах, как о самостоятельной этнической единице, наравне с татарами, черкесами, мегрелами, грузинами и др., как об особом народе, со своим особым языком, "резко отличающимся от языка их соседей" и живущем в своей стране в пределах Западного Закавказья. Черкесы, говорит он, соседят с ногайскими татарами и занимают "лесные места" от Тамани до Дербента, так что "страна черкесов тянется на 26 дней пути", а к "югу живут абхазы" (Подчеркнуто мной — Ш.И.). Или: "К югу от них (черкесов) живут абахазы" (19). У него же в другом месте читаем: "Абхазы населяют горы, простирающиеся до страны черкесов, на запад от них лежит Черное море, на востоке Мингрелия" (20). Это можно понимать только в том смысле, что абхазские земли в первой четверти ΧVII в. находились примерно в тех местах, что и позднее, вплоть до нашего времени.
 Уточняя географическое положение Абхазии, Жан де Лукка пишет: "От Кудесчио (вероятно, Кодош. — Ш.И.) до Абхазии 140 миль" (21). В другом месте сказано: "Абхазию от Мингрелии отделяет р. Аус, расположенная к востоку от Сухума", а Скурчу он считает первым пунктом Мегрелии. По его словам, абхазы "обладают очень хорошей гаванью", кото-

====
37
====

рая называется Эски-Сумуни" ("Старый Сухум"), что их "страна очень приятная и воздух в ней очень здоров", а сами они "рассеяны по всему берегу" и "выбрав себе пребывание в одном месте, не покидают его" и "возделывают много вина" (Подчеркнуто мной. — Ш.И.).
 Очень важные сведения содержатся в описании Жана де Лукка о политическом и религиозном состоянии Абхазии того времени. Согласно его непосредственным наблюдениям, Абхазией правили тогда два князя: Северной — Карабей, а Южной — Путо Шервашидзе, резиденция которого находилась в Сухуме. В 1625 г. Лукка посетил Путо (Пузо) и лечил его больную жену. Во время этого визита он, в частности, узнал, что князь христианин (даже показал гостю носимый им нательный крест) и что весь его народ, по его свидетельству, — христиане (22). Сообщает Лукка и о том, что абхазы имели священников под названием "папари", которые "погребают мертвых и молятся богу об их душах".
Несомненный интерес представляет и описание уникального обряда "воздушного" погребения, который ему удалось зафиксировать, находясь в Пицунде. Абхазы, — пишет он, — "покойников кладут в выдолбленные пни деревьев, служащих для них гробом, и потом, привязав их к четырем столбам, для предохранения от шакалов, держат их как бы висящими в воздухе" (23), а иногда просто подвешивали трупы в выдолбленных стволах на деревьях. Этот обряд, засвидетельствованный у колхов и абхазов и в других источниках, в том числе у некоторых античных авторов (Аполлоний Родосский, Нимфодор, Николай Дамасский, Силий Италик, Клавдий Элиан и др.), имеет исключительно большое значение с точки зрения автохтонности абхазского этноса и преемственности его культуры на занимаемой территории, что подтверждается и археологическими данными.
 Не случайно, конечно, и то, что и другой префект той же миссии в Крыму Дортели д'Асколи в своем труде, написанном почти одновременно (в 1634 г.), перечисляя языки ""народов Черного моря" (Подчеркнуто мной. Ш.И.), называет и абхаз-

====
38
====

ский (абазский), причем помещает он его между черкесским (черкасским) и мегрельским (менгрельским) языками, и все это в полном соответствии с исторически сложившимся географическим положением абхазского языка. Он же упоминает приморский город или стоянку под именем Аббаза, которая, пишет он, "стоит на самой границе Менгрелии" (24). Город Абаза упоминается и у голландского автора XVII в. Николаса Витсена, по словам которого страна Абаза на востоке граничит с Мегрелией, от которой отделена какой-то рекой Суум, а на западе простирается до реки Кубань.