Христиане – последователи учения Христа, впервые были так названы около 43 г. н. э. в городе Антиохии. А через 12 лет, по церковному преданию, апостолы (ученики Христа) Симон Кананит («Ревнитель») и Андрей Первозванный уже посеяли в душах предков абхазов зёрна христианства, ставшего впоследствии одной из мировых религий наряду с буддизмом и исламом. Ныне его исповедуют более 1 млрд. жителей нашей планеты. Симон Кананит принял тогда мученическую смерть на берегу р. Псырдзха в Новом Афоне, где и был погребён. Позднее там в его честь воздвижена церковь.
По другой церковной легенде Абхазию посетили пять апостолов. Это был «апостольский период» в истории приобщения древних абхазов к новому учению, который продолжался до III в. н. э.
Христианство проникало в Абхазию и вместе с римскими солдатами. Часть из них считала себя христианами. В Абхазии в то время квартировали три когорты (когорта – отряд до 500 воинов) – в Питиунте, Себастополисе, Зиганисе. При императоре Диоклетиане в Питиунт также ссылались христиане-мученики. В их числе был и некий Орентий со своими братьями. Они во Фракии совершили военный подвиг, но за отказ принести благодарственную жертву языческим богам были по приказу разгневанного императора сосланы в Абхазию. По дороге братья один за другим погибли. А тело последнего – Лонгина – было выброшено морем в районе Питиунта, где его и погребли. Скорее всего, именно мученику Орентию была посвящена одна из греческих надписей на мозаичном полу алтарной части пицундской церкви. Она переводится так: «В моление за Оре(нтия?) и за весь его дом». Такой же интерес представляет и греческая надпись IV–V вв. на стеле из Себастополиса, посвящённая воину-легионеру Оресту, о чём уже говорилось.
Раннему распространению здесь христианства могли способствовать и евреи-христиане. Правда, древние авторы об этом не писали. Но в двух позднеантичных захоронениях Абхазии, в Цебельде и Аацы, были найдены золотая пластина и халцедоновая гемма (полудрагоценный камень) с греко-еврейскими надписями (Иао, Адонай, Саваоф), что, возможно, говорит об их проживании здесь в данное время.
В Питиунте к концу III – началу IV вв. образовалась древнейшая христианская община на Кавказе. В 325 г. епископ питиунтский Стратофил (до него, как полагают, был Софроний, родом из Каппадокии) представлял эту общину на 1-ом Вселенском соборе в Никее. Стратофил упоминается во всех церковных документах, составленных на шести языках: греческом, латинском, сирийском, коптском, арабском и армянском.
В 407 году по дороге в Питиунт, как уже говорилось, скончался сосланный туда патриарх Иоанн Златоуст, затем через 30 лет его мощи перевезли в Константинополь.
Самые ранние христианские церкви (IV–V вв.) Абхазии находятся именно в Питиунте. Это отражает религиозное состояние не только римского гарнизона, но и местного населения. Здесь были прочные античные традиции, и потому христианское учение распространялось через бывшие греческие центры: Антиохию, Кесарию и др. Становится понятным, почему Питиунт занимал исключительное место в истории христианства на Кавказе. Отсюда учение Христа стало проникать в глубь страны.
Древнейшее упоминание о наличии христианства у соседних с апсилами лазов относится к середине V в. н. э. Тогда их «царь» Губаз явился с повинной в Константинополь и подкупил императора «льстивыми речами» и тем, что носил «знаки своего христианства» поверх персидского одеяния.
События 523 г. ускорили процесс распространения христианства среди древних абхазов. Персы ликвидировали в Восточном Закавказье Картлийское царство. Византия в свою очередь в качестве ответной меры провозгласила в Лазике (Западное Закавказье) христианство в качестве официальной религии.
Но даже спустя двадцать лет после этого события лазы похоронили своего царя, убиенного византийцами, ещё по «своему», местному обряду, но не по «греческому», христианскому. Но отныне общими важнейшими признаками местных правителей («царей») стали христианская вера, жены-дочери византийских сановников и высокопоставленная должность при дворе императора. Носили они белую шёлковую мантию, красные сафьяновые сапожки и расшитый жемчугами пояс.
В соседней с Лазикой Апсилии христианство в качестве официальной религии было принято чуть позже, в конце 20–30 годов VI в. В специальном помещении, баптистерии, в крестовидной по форме крещальне епископ Константин крестил взрослое население апсилов. Клейма с его именем присутствуют на кирпичах и черепице Цибилиумского церковного комплекса.
Абасги приняли новую религию также при императоре Юстиниане (527–565 гг.). Он воздвиг у них храм св. Богородицы в Цандрипше. Там найден обломок мраморной плиты от алтарной преграды VI в. с греческой надписью (VI в.) «Абасгиас». А способные дети абасгов тогда обучались в церковных школах Константинополя. Абасги приняли христианство, по крайней мере, к 548 г. Именно тогда готы-тетракситы Тамани просили императора прислать к ним епископа, как он это сделал для абасгов на 21-ом году своего правления.
Мисимиане признали себя христианами лишь на пороге своего уничтожения во время восстания против византийцев в 555–556 гг. у стен Тцахара.
Обычно новую веру сначала принимала верхушка, ибо она у всех народов более интернациональна и легко договаривалась между собой. Тем более, быть христианином было тогда для них и выгодным, и обязательным. Простой же люд более консервативен. Погребальный обряд у апсилов, важнейший источник их идеологии и культуры, может рассказать о том, как происходила смена традиционной религии на новую, христианскую, у древних абхазов. Когда в мир иной уходил наш древний предок, то его сородичи обычно старались положить к нему в могилу все те вещи, какими он пользовался при жизни. Христианская же религия запрещала это делать. Поэтому сначала из погребений были исключены керамика и вооружение, а позднее и остальные вещи – украшения. Этот процесс длился более ста лет после официального принятия христианства. Только во второй половине VI в. апсилы стали носить золотые и серебряные нательные крестики. В Византии подобный обычай существовал немного раньше (в начале VI в.). Христианская символика появилась тогда же в орнаментации пряжек, фибул (булавок) и на местной апсилийской керамике. Западная (головой на запад) ориентация погребённых, обязательная для христиан, упорядочилась здесь также лишь к середине VI в. Но явно ещё традиционный (языческий) характер носит погребение воина и коня конца VI – начала VII вв.
Драндский собор. VI век н. э.
Поэтому следует различать момент официального принятия христианства с фактической христианизацией основного населения. Именно благодаря своему консервативному отношению к новому учению, наши древние предки сохранили для человечества знаменитые памятники цебельдинской культуры, которые могут украсить любой музей мира.
К эпохе царствования Юстиниана относится и большинство раннехристианских церквей Абхазии в Цандрипше, Дранде, Цебельде, Гиеносе, Зиганисе. Многие из них имели крещальни и мартирии, где хоронили кости святых. Уникальны сами по себе раннехристианские каменные иконы из так называемой Вороновской церкви в Цебельде. На них изображены скульптурные сцены из Ветхого и Нового Завета, выполненные местными мастерами во второй половине VI–VII вв., т.е. в момент полного торжества христианской религии в Апсилии.
Быстрому распространению христианства в Абхазии способствовало и ослабление языкового барьера, который был преодолен к середине VI в.
Если церковная служба проходила на греческом языке, то проповедь могли проводить и на абхазском. А среди местного населения, судя по эпиграфическим надписям (надписи по твёрдому материалу), многие прекрасно изъяснялись и по-гречески. В Абасгии в это время расселялось большое количество византийцев-отставников. Они, женившись, пополняли местное население, занимались хозяйством, ремеслом. Особую роль играло и христианское духовенство. Да и в воображении самих абхазов образ Христа мог вполне ассоциироваться с образом верховного бога Анцва.
В письмах мученика Анастасия в 60-х г. VII в. несколько раз упоминаются «христолюбящие абасги» и их «христолюбящие правители».
Словом, процесс христианизации предков абхазов происходил не единовременно. Без каких-либо «первичного» или «вторичного» официального принятия христианства в качестве государственной религии. Его динамика, в силу традиционности народной религии абхазов, была постепенной (эволюционной). В этом процессе можно выделить пять этапов. Первый – апостольский (I–III вв. н. э.); второй – появление в III–IV вв. древнейшей на Кавказе питиунтской христианской общины; третий – проникновение элементов христианства в местную среду (325 г. – 50-е г. V в.) в результате контактов греков-христиан приморских крепостей с представителями местного населения; четвертый – официальное принятие древними предками абхазов в 30–50 гг. VI в. христианской религии; пятый – начало массовой христианизации местного населения (интенсивное церковное строительство, постепенное исчезновение вещей из местных захоронений со второй половины VI в., наличие трёх епископских кафедр – в Питиунте, Себастополисе, Зиганисе).
Утверждение христианства в Абхазии в качестве государственной религии способствовало консолидации древнеабхазских племён в единую феодальную народность и созданию идеологических предпосылок для образования к 786 г. независимого Абхазского царства с правящей династией Леонидов.