Абхазская литература. Творческий путь основоположника абхазской литературы Д. Гулиа не всегда был «усыпан розами». Его даже лишили возможности участвовать в работе первого Всесоюзного съезда писателей (1934 г.). Между тем, Д. Гулиа неустанно трудился на ниве литературы, науки и просвещения. Широкую известность ему снискали роман «Камачич», где отображена драматическая судьба абхазской женщины, драма «Призраки» и автобиографическая поэма «Мой очаг». Он написал «Историю Абхазии» (1925 г.), а также являлся переводчиком на абхазский язык церковной литературы, поэмы Ш. Руставели «Витязь в тигровой шкуре», «Слова о полку Игореве».
Одним из соратников Д. Гулиа в деле создания и становления национальной литературы являлся С. Чанба – первый абхазский драматург, государственный и общественный деятель. Его талантливому перу принадлежат пропитанная слезами историческая драма «Амхаджир», романтико-патриотическая поэма «Дева гор», повесть «Сейдык», посвященная коллективизации.
Значительный вклад в развитие абхазской лирики внёс И. Когония, его незабываемые эпические поэмы созданы на основе народных преданий («Абатаа Беслан», «Навей и Мзауч» и др.).
На первых абхазских романах народного писателя И. Папскири – «Темыр», «Женская честь» – воспитывались целые поколения читателей.
Писатели М. Хашба, В. (Дзадз) Дарсалия, М. Лакербай своими пьесами, рассказами, повестями, воспоминаниями оставили значительный след в абхазской литературе. Новеллы М. Лакербай, связанные с абхазским «аламысом» (один из компонентов «апсуара»), переведены на многие языки мира.
Как яркие кометы на абхазском литературном небосклоне промелькнули Л. Куцниа, Л. Лабахуа, В. Агрба, М. Кове, К. Агумаа, О. Демердж-ипа, С. Кучуберия, А. Ласурия, А. Аджинджал, Т. Аджба и др. Одни из них ушли из жизни по состоянию здоровья, другие погибли в трагическом 1937-м году, третьи – в вихре войн, а Ш. Цвижба незаслуженно отсидел 20 лет на Колыме.
В разное время созданы Б. Шинкуба (его в народе называют абхазским Пушкиным) лирические произведения, баллады, легенды, романы в стихах «Мои земляки», «Песнь о скале», исторический роман «Последний из ушедших», переведённый на 15 языков мира.
Этот жанр удачно продолжили В. Амаршан («Царь Леон»), А. Возба («Хаджарат Кяхба») и Б. Тужба («Апсирт»).
Биение пульса времени хорошо чувствуется в поэтических и прозаических произведениях И. Тарба, А. Джонуа, Ч. Джонуа, К. Ломия, К. Чачхалиа и др.
Новатор в развитии абхазского прозаического жанра с тонко развитым чувством ассоциативного мышления А. Гогуа глубоко проникает в психологию своих героев, а его романы «Нимб» и «Большой снег» воспринимаются сегодня как высшее достижение современной абхазской прозы.
Актуальностью и злободневностью отличается творчество Дж. Ахуба, А. Джения, В. Анкваб, Ш. Аджинджал, Н. Хашиг и др.
Ярко продолжает гореть звезда первой поэтессы Абхазии Н. Тарба. Высоким профессионализмом в поэтическом и прозаическом жанрах отличаются произведения Г. Гублиа, М. Микая, П. Бебиа, Б. Гургулиа, М. Ласурия, Н. Квициниа, С. Таркил, Р. Смыр, Т. Чания, В. Басариа, Г. Аламиа, Р. Ласуриа, В. Зантария, В. Читанаа и др.
Уже успело себя проявить новое поколение абхазских поэтесс: И. Хашба, С. Делба, Г. Саканиа, Г. Квициниа, З. Тхайцук. В развитие абхазской драматургии в последние десятилетия весомый вклад внесли: Ш. Пачалия, Ш. Чкадуа, А. Аргун, Р. Джопуа, А. Мукба и др.
У истоков детской литературы стоял народный учитель, общественный и государственный деятель А.Чочуа. В этом жанре проявили себя Г. Папаскири, Н. Барателиа, Дж. Тапагуа и другие.
Вслед за родоначальниками абхазской художественной критики и литературоведения Х. Бгажба, Ш. Инал-ипа появились солидные исследования Ш. Салакая, В. Цвинария, А. Аншба, В. Дарсалия, С. Зухба, В. Авидзба, Р. Капба, В. Агрба, В. Когония и др.
Широкой известностью пользуются произведения абхазов, пишущих на русском языке: Г. Гулиа, Ф. Искандера, Ю. Лакербай, Э. Басариа, Д. Чачхалия, Д. Зантариа и др. Своеобразна поэзия и проза русскоязычных авторов Л. Любченко, К. Гердова, И. Гельбака, Н. Венедиктовой и др.
Театр. Истоки абхазского театра ведут к театральным народным коллективам, которыми еще до революции руководили Д. Гулиа, П. Шакрыл. Первым организатором драмстудии был К. Дзидзария, а абхазского национального театра – режиссёр В. Домогаров. В последние десятилетия в него влились профессиональные абхазские режиссёры, окончившие вузы Москвы, Ленинграда, Тбилиси: Н. Эшба, Д. Кортава, М. Мархолия, Х. Джопуа, Н. Чиковани, В. Кове и др.
Абхазский театр специализировался и специализируется на героико-патриотической, бытовой и комедийной тематике, которая бралась не только у абхазских авторов, но и у классиков мировой драматургии. В любом театре мира могли бы играть замечательные абхазские актёры, как старшего: Ш. Пачалиа, А. Агрба, Л. Касландзия, Р. Агрба, Е. Шакирбай, А. Аргун-Коношок, М. Зухба, М. Кове, М. Кокоскерия, С. Кобахия и другие, так и среднего и младшего поколения: Н. Камкиа, С. Агумаа, Э. Когония, Ш. Гицба, Ч. Джения, В. Маан, А. Тания, А. Ермолов, С. Сакания, Р. Джопуа, Л. Авидзба, Н. Лакоба, М. Зухба, С. Габния, Т. Чамагуа, Г. Гамгиа, Р. Дбар, К. Хагба и многие другие.
Наши актёры с успехом выступали и выступают на многих театральных подмостках, где всегда находили и находят прямой путь к сердцам многонационального зрителя.
Музыкальная культура. В 1925 г. Н. Лакоба выделил 2 тыс. рублей на приобретение фонографа для записи абхазских народных песен. Сбором песен занимался К. Ковач, который составил два сборника: «101 абхазская народная песня» и «Песни кодорских абхазцев».
В 1930 г. начинает работать Абхазский государственный музыкальный техникум, первым директором которого стал К. Ковач, а завучем – О. Димитриади, в будущем дирижёр с мировым именем. Тогда и в последующие годы в нём преподавали выпускники Петербургской, Московской и Тбилисской консерваторий: А. Касторский, М. Вепрейская, А. Позднеев, сёстры Анна и Мария Бубновы, М. Разумовская, Н. Сыроежин, М. Ливенцова, В. Зиздо-Эмухвари и другие, а затем уже и первые выпускники техникума: А. Давыдова, О. Хочолава, Т. Лолуа и др.
При техникуме был открыт этнографический сектор, организованы струнный и вокальный мужские квартеты, а в 1933 г. – Государственный симфонический оркестр. Большой популярностью тогда пользовался Государственный этнографический хор П. Панцулая. Дирижёром вновь возрождённого в 60-е годы Государственного симфонического оркестра стал Л. Джергения, а после его смерти – А. Хагба. В Абхазии с 1966 г. существует Государственная хоровая капелла. Пропагандистом народного творчества стал и ансамбль народных инструментов «Гунда».
Всем полюбились произведения А. Чичба, Р. Гумба, К. Ченгелия, Л. Чепелянского, П. Петрова, Т. Аджапуа, В. Чкадуа (написал музыку гимна независимой Абхазии) и др.
С 1971 г. в Абхазии существует Союз композиторов. Развитию музыкальной культуры Абхазии способствовали композиторы-мелодисты И. Лакербай и И. Кортуа.
Первой оперной певицей Абхазии является Л. Логуа, а её более молодые коллеги Х. Герзмаа (обладатель «Гран при» на конкурсе Чайковского), А. Гицба (лауреат международных конкурсов) работают в известных оперных театрах Москвы. Из оперных певцов следует отметить З. Халваш, А. Авидзба, Б. Амичба и др. Первой абхазской пианисткой была Х. Авидзба (3-й выпуск музтехникума, 1935–1936 гг.).
Абхазское народное музыкальное искусство в монографическом плане изучено сёстрами Инной и Мери Хашба.
Хореография. До нас дошли и частично сохранились такие образцы народных театрализованных танцев-представлений, как: «Лалзын», «Дзиуауа», «Арширакуашара», «Шаратын», «Иааирума», «Кубчяр-гяр», «Баста», «Ауарааша», «Танец с воском» (девичий), «Уапакуаша», «Танец вылавливания чертей», которые являются отражением жизни абхазов в её материальном и духовном проявлениях. В деле освоения и популяризации этого вида пластического искусства плодотворно работали Ф. Ачба, М. Кове, Ш. Вардания, Ф. Куруа, В. Кварчия, К. Тарба, А. Малия и др.
Наряду с Госансамблем песни и пляски Абхазии (руководитель В. Царгуш), этнографическим «Нартаа» (организовал И. Кортуа), существует с 1970 г. «Шаратын» (руководитель Э. Бебия, а затем его сын). Большим успехом пользуются «Кавказ» (руководитель К. Тарба) и детский ансамбль «Абаза» (руководитель Ц. Чкадуа). Благодаря им абхазское народное танцевальное искусство стало достоянием всего мира.
Изобразительное искусство. Зарождению и становлению абхазского изобразительного искусства способствовало открытие при содействии Н. Лакоба в 1935 г. двухгодичной художественной школы, которая в 1937 г. была реорганизована в училище с пятигодичным обучением. Тогда же сделали первые шаги Г. Гулиа, Л. Шервашидзе, а вслед за ними И. Кортуа, Н. Халваш. Неоценимый вклад в популяризацию изобразительного искусства внёс коллекционер, доктор Э. Фишков. Его дом вместе с коллекциями, который он подарил государству, стали основой создания картинной галереи.
В Абхазии тогда оформился своеобразный многонациональный творческий коллектив: В. Контарев (ученик Серова и Коровина), В. Щеглов (пейзажист, портретист), О. Брендель (маринист), М. Эшба, А. Размадзе, Г. Рухадзе (скульпторы) и др.
Целым событием явилось пребывание в Сухуме в течение 22 лет известного художника-графика В. Бубновой, оказавшей заметное влияние на художественную жизнь республики.
60-е годы ознаменованы бурным ростом национальных кадров, окончивших Сухумское художественное училище, Тбилисскую академию художеств и другие подобные заведения бывшего Союза ССР. Из старшего поколения художников Абхазии следует выделить многоплановые работы Х. Авидзба, С. Габелия, В. Гагулиа.
Пластичностью, своеобразием, самобытностью и индивидуальностью отличаются скульптуры Ю. Чкадуа, В. Иванба, Г. Лакоба, В. Джения, А. Адлейба и др.
Следует выделить графические работы Т. Ампар, В. Гамгия (автор Флага и Герба независимой Республики Абхазия), оригинальность цветовых поисков в живописи С. Цвижба и В. Лакырба. Многим полюбились произведения керамисток В. Хурхумал, Р. Акыртаа.
Как театральные декораторы проявили себя Е. Котляров, Б. Джопуа, А. Сангулия и др.
Активное участие во всевозможных выставках (в том числе зарубежных) принимали и принимают А. Семенцов, Р. Мухамед-Галиева, А. Донченко, Д. Воуба, В. Аркания, Ш. Бокучава, С. Сангалов, А. Баяджян, Н. Логуа, Л. Бутба и др.
Самобытностью, оригинальностью отличаются работы народных художников Г. Смыр и Р. Пандария.