Начальные этапы борьбы. Наиболее тягостным для национального самосознания абхазского народа явилась ликвидация независимой советской республики и низведение её статуса в 1931 г. до уровня автономной республики Абхазия в составе Грузии. В условиях тоталитаризма это имело трагические последствия. В течение десятилетий абхазский народ был лишён возможности влиять на политические, экономические, демографические, культурные и другие социальные процессы, протекавшие в Абхазии, что носило этноразрушающий характер.
Данная опасность была осознана народом ещё в 1931 г., когда состоялся многодневный общенациональный абхазский сход в с. Дурипш, выразивший недоверие советской власти и правительству. В защиту прав народа и абхазской государственности подали свой голос в 1947 г. замечательные представители абхазской интеллигенции, направившие письмо-протест в адрес ЦК ВКП(б). Последующие вехи абхазского национального движения были отмечены массовыми выступлениями в 1957, 1965, 1967, 1978, 1989 годах. В истории абхазского народа они остаются важными этапами.
Отечественной и мировой общественности мало известно о событиях 1978 г. в Абхазии, которые тесно связаны с принятием брежневской Конституции СССР (7 октября 1977 г.). На её основе были утверждены и новые конституции союзных (Конституция Грузинской ССР принята 14 апреля 1978 г.) и автономных республик. Однако Конституция Абхазской АССР, вопреки воле абхазского народа, вступила в силу лишь 6 июня 1978 г., позднее всех других конституций в стране, на внеочередной Сессии Верховного Совета, проходившей в здании Абхазского обкома КП Грузии, окружённого войсками.
В Конституцию, несмотря на требования народа, так и не была включена статья о праве на свободный выход Абхазской АССР из состава Грузинской ССР.
Письмо 130. Ещё в конце 1977 г. в союзные высшие органы власти было направлено коллективное письмо 130 представителей интеллигенции и видных общественных деятелей Абхазии об элементах бериевщины в политике ЦК КП Грузии.
ЦК КПСС передал это письмо в ЦК Грузии, а последний направил в Абхазский обком партии для реагирования. Вопрос обсуждался 18 марта 1978 г. на собрании партийного актива Абхазии, и материалы его были опубликованы в местной периодической печати. На собрании актива коллективное письмо было несправедливо оценено как «аполитичное, клеветническое». Между тем письмо возымело действие. ЦК КП Грузии в своём Постановлении от 25 апреля 1978 г. вынужден был осудить действия Абхазского обкома партии и признал, что, действительно, в развитии экономики и культуры Абхазской АССР имели место существенные недостатки и просчёты. Вместе с тем 1 июня 1978 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О дальнейшем развитии экономики и культуры Абхазской АССР». Однако выполнение ряда пунктов союзных и республиканских партийных постановлений по Абхазии затянулось. Даже такой, казалось бы, простой, но наболевший вопрос о восстановлении наименований населённых пунктов Абхазии, оставался на бумаге.
Основные идеи и программные цели абхазского движения выкристаллизовывались постепенно. Первоначально радикальное решение накопившихся проблем виделось в выходе Абхазской автономной республики из состава Грузинской ССР с последующим её включением в состав Российской Федерации.
«Лыхненское обращение» и Декларация о суверенитете. Затем абхазским национальным движением было сформулировано требование обретения Абхазией некогда утраченного статуса самостоятельной республики. 18 марта 1989 г. произошло событие, которое уже вошло в анналы истории. В этот памятный день на исторической поляне Лыхнашта собралось более 30 тыс. человек, которые единогласно заявили о назревшей необходимости пересмотра статуса республики в составе Советской Федерации. В «Лыхненском обращении» речь шла о восстановлении ССР Абхазии, существовавшей с 1921 по 1931 годы. Это был беспрецедентный факт подлинного всенародного волеизъявления, под которым подписались и представители других национальностей, проживавших в Абхазии.
Процессы, происходившие в СССР в период Горбачёва, дали новый импульс стремлению абхазов воспользоваться неотъемлемым правом любого народа самому определять свой политический статус. Поэтому представители абхазской общественности в 1988 г. направили в адрес XIX партконференции письмо, но оно осталось без должного реагирования. Тогда из лиц, направивших письмо, была выделена инициативная группа по созданию организации, способной защитить интересы абхазского народа, отстаивать интересы многонационального населения Абхазии («Айдгылара»).
Вылившиеся в июле 1989 г. в кровавый конфликт абхазо-грузинские противоречия не носили этнического характера. Они протекали на уровне «идеологической конфронтации» и политического противоборства. На этот важный момент обратили в своё время внимание известные правозащитники В. Максимов, В. Чалидзе. Академик А. Сахаров назвал тогда Грузию «малой империей». Он был на стороне абхазов, считая, что «с особым вниманием надо относиться к проблемам малых наций, свобода и права больших наций должны осуществляться не в ущерб малым».
Следующий после «Лыхненского обращения» этап национального движения – принятые 25 августа 1990 г. сессией Верховного Совета Абхазии декларация «О государственном суверенитете Абхазской АССР» и постановление «О правовых гарантиях защиты государственности Абхазии».
Возрождение союза горских народов. События конца 80-х и начала 90-х годов XX в. перекликаются с событиями «смутного времени» 1917–1921 годов. Происходит консолидация народов Северного Кавказа и Абхазии. Фундамент этого движения был заложен в Сухуме 25–26 августа 1989 г. (после июльского абхазо-грузинского конфликта), на I съезде Ассамблеи горских народов Кавказа (АГНК).
Затем произошли поворотные события. Вслед за распадом СССР стали агонизировать бывшие «союзно-республиканские» империи.
III съезд АГНК состоялся в столице Абхазии 1–2 ноября 1991 г. В нём приняли участие представители всех народов Северного Кавказа. На съезде была создана Конфедерация горских народов Кавказа (КГНК), подписан Договор и принята «Декларация о Конфедеративном союзе горских народов Кавказа». Съезд принял решение сформировать Кавказский парламент, Третейский суд, Комитет обороны, Комитет Кавказских Сообществ и другие структуры Конфедерации, штаб-квартирой которой был определён г.Сухум.
3 ноября 1991 г. в древнем селе Лыхны состоялись церемония подписания принятых съездом документов и первое заседание Кавказского парламента. Но жизнь вносила свои коррективы. Наступил грозный 1992 г. – не за горами было 14 августа. Абхазия вступала в полосу трагических событий, связанных с Отечественной войной 1992–1993 годов.
Идеологическая война. Началась она задолго до фактической и в основном развивалась на историческом полигоне. Ещё в 1949–1951 гг. литературовед П. Ингороква выдвинул ошибочный и в то же время провокационный тезис, будто абасги – абхазы античности и средневековья не являлись предками современного абхазского народа, а были грузинами. Нынешние же абхазы, писал Ингороква, это племя апсуйцев (от самоназвания абхазов – «апсуа»), осевшее на территории Абхазии лишь два-три столетия назад. Таким образом, под возможное будущее выселение абхазов подводилась идеологическая «база», и абхазы представлялись как «гости» и временные жители на грузинской земле.
Позднее, после выхода в свет книги Ингороква «Георгий Мерчуле – грузинский писатель X века» (Тбилиси, 1954) в печати появилась серия статей видных грузинских и абхазских историков и лингвистов (З. Анчабадзе, Н. Бердзенишвили, Х. Бгажба, К. Ломтатидзе и др.), которые подвергли обстоятельной критике этот миф и уличили автора в грубом искажении фактов.
Однако спустя десятилетия, с конца 1988 г. произошла реанимация идей Ингороквы, которые в виду своей недвусмысленности и легкодоступности и ныне широко распространены среди населения Грузии, грузинской интеллигенции, особенно неспециалистов.
Основываясь на грубой фальсификации Ингороквы, лидеры тогдашней Грузии З. Гамсахурдиа, М. Костава, А. Бакрадзе и другие на митингах в Тбилиси, Сухуме, Гагре, в периодической печати стали открыто заявлять и внушать картвельскому населению, что Абхазия – это грузинская земля, а абхазы – это грузины.
Особенно старались отличиться многочисленные грузинские писатели. Ежедневно печать, радио и телевидение Грузии провоцировали абхазов, заявляя, что они «гости» на грузинской земле, что они «апсуйцы» и их нужно даже лишить автономии.
После грузино-абхазской войны ситуация в грузинской историографии по вопросу об Абхазии ещё более ухудшилась, чему способствовала коллективная монография «Разыскания по истории Абхазии и Грузии» (Тбилиси, 1999). Фактически – это запоздалый ответ на «Историю Абхазии» (Сухум, 1991; Гудаута, 1993 г.). Он пришёл почти 10 лет спустя. Вместе с тем в Лондоне и Нью-Йорке под редакцией британского академика картвелолога Джорджа Хьюитта вышла книга «The Abkhazians» («Абхазы»). В ней подробно рассматривается «теория» Ингороквы и приводятся сведения об абхазах, мегрелах и грузинах до XVII в., которые могут помочь добросовестным авторам разобраться в истине.
Положение в грузинской историографии является точным барометром действительного расклада в грузино-абхазских отношениях и самым серьёзным образом препятствует политическому урегулированию между Абхазией и Грузией. В этой связи необходимо отметить, что столкновению 1989 г., прелюдии к войне 1992–1993 гг., предшествовали крайнее напряжение в историографии и даже настоящая «битва» между абхазскими и грузинскими учёными, перенесённая со страниц научных изданий в средства массовой информации.