Подписка на RSS - Инал-ипа Ш.Д.

Инал-ипа Ш.Д.

Инал-Ипа Шалва Денисович (абх. Шьалуа Денис-иҧа Инал-иҧа) (1916—1995) - известный абхазский историк, этнограф и литературовед. Представитель княжеского рода Инал-Ипа. Доктор исторических наук. Родился в селе Гуп Кодорского участка, в семье служащего.В 1941 окончил Московский педагогический институт им. К. Либкнехта; в 1946 курс аспирантуры при Институте истории, археологии и этнографии АИТССР. кандидат исторических наук (1948), тема диссертации «Брачно-правовые нормы абхазов». Доктор исторических наук (1962), тема диссертации «Абхазы». Научный сотрудник Абхазского института языка, литературы и истории (с 1946), зам. директора Абхазского института (1968—1988), главный научный сотрудник (с 1988). Издано более 100 работ. Участник многочисленных Всесоюзных и региональных сессий и конференции (начиная с 1948), Всемирных конгрессов (Москва, 1964, Чикаго, 1973).

Полный список публикаций см. на портале ХРОНОС на странице http://hrono.ru/biograf/bio_i/inal_ipa_sh.php

В экономической и культурной жизни абхазов - коренных приморских жителей - большое значение имели море и мореплавание с древнейших времен.

Если вы спросите абхазца или абхазку - независимо от того, кто они и где живут: на берегу ли Черного моря или в высокогорном селении Лата, в верховьях шумного Кодора, на курорте ли Гагра или в индустриальном Ткварчели, - что известно о нартах, то ответ будет, пожалуй, везде один: "Сказания о нартах бесконечны". Таким необъятным представляется абхазцам интересное явление в истории их культуры - героический нартский эпос.

В работе на основе многочисленных источников затрагиваются вопросы социально-экономического и политического развития Абхазии. Обоснована научная несостоятельность версии о переселении абхазов из Северного Кавказа в позднесредневековое время, а также показаны изменения этнической ситуации, особенно с середины XIX века. Рассчитана на историков и этнографов, всех тех, кто интересуется прошлым Абхазии
Тема об этногенезе абхазов по их мифам и преданиям остаётся малоисследованной областью абхазоведения. Неполная запись этногенетических преданий и генеалогий, робкие попытки их систематизации и изучения, — вот, в основном, все, что пока сделано [Инал-ипа, 1965, с. 103-107]. Продолжая и развивая дальше начатые ранее работы в этом жанре, я решил по возможности восполнить имеющиеся пробелы, прежде всего, собрать воедино весь накопленный материал, включая переработанные выдержки из своих печатных трудов и личные полевые записи, имеющие хотя бы косвенное отношение к освещению вопросов этнической истории абхазского народа, а не только собственно этнические предания, придать им логически более чёткий систематизированный вид, а в конце изложения подвести некоторые общие итоги. Я сознаю, что не все привлекаемые здесь материалы имеют прямое отношение к абхазскому этногенезу, если последний термин понимать в узком смысле. Но мне хотелось предложить вниманию читателей в собранном виде фольклорные мотивы и сюжеты в подробном или кратком изложении, выражающие собой архаические и более поздние представления абхазов о древнем населении Абхазии и своём собственном происхождении.