Иллюстрированная энциклопедия народов России. СПб, 1877.
АБХАЗЫ - КРОВНЫЕ РОДСТВЕННИКИ ВСЕХ НАРОДОВ ЗЕМЛИ
История человечества представляет собой причудливое переплетение территориальных, экономических, языковых, культурных и психологических реалий, на которые наслаивается еще один важный народообразующий, связанный с генетикой человека фактор, на обсуждении которого политики и находящиеся у них на содержании историки почему-то предпочитают не задерживаться. Между тем фиксация негроидов в верхнепалеолитическом слое Холодного грота и языковая близость к монголоидам прямо указывают на прямые генетические связи с представителями этих древнейших человеческих рас. Сегодня, однако, абхазы - ярко выраженные европеоиды, что объясняется постоянным проникновением на занимаемую ими территорию носителей соответствующего антропологического типа.
Не касаясь обязательных, но плохо документированных связей дописьменного периода, остановимся на свидетельствах тех эпох, которые достаточно уже хорошо освещены письменными и археологическими источниками. В Гиеносе (совр. Очам-чира), основанном более 2500 лет назад на абхазском побережье милетцами, в домах первых переселенцев была найдена местная утварь, принесенная в дома греков их женами, которых охотно брали колонисты в аборигенной среде. Греко-абхазские брачные связи нарастали в эллинистическую (конец IV века до н.э.) эпоху. В I-III веках н.э. в ходе широких политических и культурных контактов с Римом была заложена основа абхазо-итальянского кровного родства. В IV-V веках н.э. при римско-византийских крепостях (Себастополь, Питиунт и др.) возводились пригоро-ды-канабы, в которых обитали солдаты-отставники со своими семьями, в составе которых, несомненно, было немало представителей и представительниц местного населения. В VI веке н.э. Прокопий Кесарийский в отношении абасгов - предков бзыбских абхазов - прямо подчеркнул, что, "римские воины... давно" расселились "среди них во многих пунктах". Такое расселение не могло не сопровождаться и в этот период соответствующими брачными контактами. Взаимоотношения гарнизонов и их обслуживающего населения греко-римских городов и поселений с жителями предгорий и горных долин часто оборачивались карательными экспедициями и погромами (такой эпизод ярко описан Ксенофонтом в окрестностях Трапезунта в конце V века до н.э.), постоянным следствием которых было насилие и рождение "детей войны". Обычным делом было и похищение горцами горожанок. 1200 лет совместного проживания на одной территории с греками не могли не оставить самый серьезный след в генетике абхазов (как и их соседей - убыхов, адыгов, мегрелов и др.), сделав практически всех их кровными родственниками эллинов. Разносторонними и длительными были контакты абхазов с северокавказскими племенами в первую очередь (I-ХII века н.э.) с аланами, предками нынешних осетин. Присутствие аланского элемента в Абхазии документировано источниками с I-II веков н.э., а археологически - с IV-VI веков. Результатом абхазо-аланских контактов стали не только распространение соответствующих элементов материальной культуры (керамика, вооружение и др.) и передача нартских сказаний, но и появление множества метисов, влившихся затем (в зависимости от обстановки) в отцовскую или материнскую среду. Определенный вклад в генетику абхазов в VI веке внесли и персы, соответствующая акция которых в отношении представительницы апсилийской знати обернулась гибелью иранского гарнизона Цибилиума в 550 году н.э.
В VI веке н.э. во внутренних районах Абхазии впервые фиксируются письменными источниками отдельные представители лазов - предков современных мегрелов, матримониальные взаимоотношения с которыми были особенно интенсивны в контактной зоне по Ингуру. Инфильтрация мегрелов в юго-восточные области Абхазии должна была усилиться с конца X века, когда здесь учреждается Ведийское епископство, власть которого распространялась и по левобережью Ингура. В конце XIII - начале XIV века Мегрелия аннексировала восточные области Абхазского (Цхумского) воеводства до Анакопии, борьба за которые продолжалась до XVII века, когда итальянские и грузинские источники поместили западную политическую границу Мегрелии сначала по Келасури, затем по Кодору и, наконец, по Ингуру. В позднесредневековый период в результате ассимиляционных процессов на завоеванных Мегрелией территориях ("Верхняя Абхазия"), перемещений крестьян в результате церковных дарений и бесконечных войн абхазы и мегрелы в генетическом смысле сблизились достаточно тесно. Не столь интенсивными, но также результативными были и эпизодические контакты с собственно картвелами - грузинами (битва у Анакопии в VIII веке, контакты ХI-ХIII веков и др.) и сванами. Этот процесс продолжается и ныне.
Помимо указанных на территории Абхазии в течение последних двух тысячелетий обитали и действовали представители многих других языков и культур, среди которых следует назвать евреев, германцев, армян, арабов, хазар, тюрок, славян, монголов, итальянцев и даже китайцев. Первое упоминание в источниках о пребывании на территории Абхазии, например, представителя славянского племени относится к середине VI века. Пути и кровь русских и абхазов тесно переплетались и в период соседства Тмутараканского и Абхазского государств, и на средневековых работорговых путях Средиземноморья, Причерноморья и Поволжья, и в процессе казацких набегов вдоль восточнопричерноморских берегов. Достаточно глубокие не только культурные, но и родственные абхазо-русские связи сложились в Х1Х-ХХ веках. Один выразительный пример - через 27 лет после присоединения Абхазии к России только в одном горном абхазском селе Цебельда обитало около 130 беглых русских солдат, женатых на абхазках и освоивших абхазский язык. В том же XIX веке острый интерес у заезжей публики вызывали абхазские негры... Особое значение в местной истории феодальной эпохи играли сословно-династи-ческие браки. У колыбели Абхазского царства в VIII веке н.э. стояли картвелка -жена Леона I и хазарка - мать Леона II. В последующий период вплоть до начала XIX века, как правило, жены и матери местных царей и князей были гречанками, осетинками, армянками, половчанками, картвелками, мегрелками и т.д., но очень редко представительницами той народности, которой управлял их супруг. Невеста прибывала на новое место жительства с многолюдной свитой, состоявшей из родственников, подруг, воинов, ремесленников и иных соплеменников, которые затем растворялись в местной среде.
Но не только множество представителей пришлых народов оставили след в генетике абхазов. Последние сыграли непреходящую роль в сложении генотипа многих народов Евразии, особенно Средиземноморья. И в этом основное значение имела работорговля. Черноморское побережье Кавказа издавна называли "рудником рабов". Этот "рудник" интесивно разрабатывался с VI века до н.э. и до XIX века н.э. На протяжении 2500 лет ежегодно отсюда вывозились десятки, сотни, а иногда и тысячи людей, в основном молодых. В эллинистическую эпоху работорговля составляла важнейшую доходную часть экономики аборигенов края - гениохов. В VI веке н.э. правители абасгов неплохо зарабатывали на рынках Византии, продавая оскопленных мальчиков из среды своих соплеменников. У тех же абасгов в тот период только в результате одного похода персы забрали в качестве заложников и угнали в Иран 40 мальчиков. Особого размаха работорговля достигла в позднем средневековье. В начале XIX века Келешбей Шервашидзе, обсуждая пункты договора с Россией, просил сохранить ему право торговать людьми. Поступавшая из Абхазии и смежных территорий рабская сила сыграла важную роль в экономическом и культурном процветании Причерноморья и Средиземноморья. Всюду - от Дамасска до Парижа - вложен труд выходцев с Кавказа, при участии которых застраивали города, возводились храмы и замки, прокладывались дороги, строились корабли, расширялись посевные площади... Судьба рабов далеко не всегда оказывалась мучительной и бесплодной. Расселившись по всему цивилизованному миру, они забывали свой и осваивали чужие языки, меняли религию, создавали семьи и воспитывали детей и внуков. Кто-то пропадал на каторжных работах, многие выбивались в военачальники, а девушки становились женами вельмож и султанов. Сегодня среди турок и арабов, евреев и греков, югославов и итальянцев, французов и испанцев, иранцев и армян, русских и татар живут, не помня об этом, многочисленные потомки вывезенных когда-то с Черноморского побережья людей, в том числе, несомненно и абхазов. Свой вклад в этот процесс внесло и махаджирство.