ИСТОРИЯ АБХАЗОВ - УЗКОТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ И ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ
Подобно тому, как биография каждого человека складывается из результатов его взаимоотношений с окружающими людьми и предметами, история каждого народа слагается из фактов его взаимодействия с соседними народами. История абхазов в этом - не исключение. Заселенная ими территория всегда служила как бы мостом между Северным Кавказом и побережьем Черного моря. Второе направление связей определяло море - вдоль его берегов издавна двигались корабли в сторону Малой Азии и Крыма. Немаловажную роль играло и то, что основание треугольника, занятого абхазами, было открыто воздействиям с юго-востока, откуда вела подгорная дорога ("Абхазский путь"), которой пользовались завоеватели и купцы. Экономика, политика, культура населения края формировались в русле этой достаточно сложной системы связей, чутко реагируя на все внешние изменения и перестраиваясь в соответствии с ними.
Для каждой территории характерен свой набор археологических и архитектурных памятников, на своеобразии которых строятся представления о национальных культурах. Увязка естественных древних региональных особенностей с конкретным современным этносом, получившая широкое распространение в условиях отечественной национал-административной государственной системы, привела к тому, что предметы и сооружения стали использоваться для обоснования прав представителей той или иной национальности на власть над данной территорией, т.е. изделия стали наделять конкретным языком (!). Между тем большинство произведений человеческих рук является плодом многообразных попыток и взаимодействия разноязычных индивидумов и коллективов. Этнографами (на примере североамериканских индейцев) неслучайно подмечена закономерность, согласно которой скопление характерных вещественных признаков наблюдается не в центре расселения того или иного племени, а в районе межплеменных контактов. Абхазия не была в этом исключением.
С момента заселения этой территории человеком на протяжении всего каменного века главное значение имели пути, по которым с юго-востока сюда шла инфильтрация человеческих групп, соответствующих навыков в обработке камня, древнейшего импорта - вулканического стекла (обсидиана). В бронзовом веке Западный Кавказ представлял собой глубокую периферию малоазийского варианта ближневосточной культурной общности. Транскавказские перевальные пути способствовали распространению монументальных гробниц-дольменов по обе стороны Главного хребта. Идея же дольменотворчества, по мнению ряда авторитетных исследователей, была занесена на Западный Кавказ морским путем через Средиземноморье еще в конце III тысячелетия до н.э.
В раннежелезную эпоху помимо влияний из Малой Азии, решающую роль в сложении местной материальной культуры сыграло государство Урарту. С VIII века до н.э. по нарастающей шло воздействие (через эллинов) со стороны эгейского мира. Через посредство греков на кавказских берегах появляются города и связанная с ними государственность. К III веку до н.э. весь быт местного населения, в том числе и горных долин, пропитан элементами греческой культуры. Рынки Диоскуриады (Севастополь, ныне столица Абхазской республики Сухум) завоевали мировую славу. Источники сообщают, что в эллинистическую эпоху (III-I века до н.э.) здесь заключали торговые сделки представители многих десятков племен и народов. Получило развитие промышленное
виноделие, изготовлялись амфоры с клеймами Диоскуриады, чеканилась собственная монета. Свою решающую роль в экономике, политике и культуре древней Абхазии Черное море сохраняло до эпохи иранских и арабских завоеваний в Колхиде (VI-VIII вв. н.э.), периодически возвращаясь к такой роли и в последующее время (вплоть до начала XX века).
В VI-VIII веках н.э. особое значение приобрели трйнскавказские перевальные дороги, благодаря которым через территорию Абхазии прошли ответвления Великого шелкового пути, связывавшего Средиземноморье с Индией и Китаем. В захоронениях представителей древнеабхазских племен апсилов и абасгов широко представлены посуда, вооружение, предметы одежды, украшения, монеты и другие изделия, по своему происхождению связанные с десятками центров Европы, Азии и Африки и с особой очевидностью подчеркивающие преимущества инновационных возможностей Ее Величества Моды перед всеми проявлениями традиционализма. Перевальные дороги сыграли важную роль в становлении раннефеодального Абхазского царства, когда в конце VIII века в условиях ослабления Византии в дело вмешалось Хазарское царство, включившее к этому времени в свои границы Северный Кавказ. Последующая история Абхазского царства вновь связана с Византией, стимулировавшей его расцвет в X веке и оказывавшей воздействие на жизнь в крае до самого своего заката в XV веке. С конца XI и до середины XIII века Абхазское воеводство на автономных началах входило в состав "Царства абхазов и картвелов", а позднее частично ("Верхняя Абхазия") было аннексировано соседившей с ним с востока Мегрелией.
ХIV-ХVII века характеризуются в истории края возрождением и углублением средиземноморских связей. Особую в этом роль сыграли фактории Генуи на побережье Абхазии, оставившие глубокий след в местной экономике, политической истории и культуре. В этот период вновь оживают перевальные пути, связавшие приморские центры с Северным Кавказом и Поволжьем (Золотая Орда), а в многоязычном Севастополе (совр. Сухум) вновь функционирует монетный двор. Над городом развевались знамена генуэзских консулов, среди которых и флаг местного владетеля - красное полотнище с серебристой ладонью в центре. А в местном быту широко распространяются импортная глиняная и стеклянная, в том числе и венецианская, посуда, вооружение, поясные наборы, украшения и другие заморские изделия. В горных долинах среди воинов входит в обычай (подобно европейским морякам) вдевать в одно или в оба уха серьги.
Нарастание турецкого присутствия с конца XV века ослабило, а затем и вовсе прервало традиционные связи с Европой. XVIII век прошел под знаком преимущественных воздействий в крае Османской империи, использовавшей Абхазию в качестве главного плацдарма в завоевании Западного Кавказа. В этот период широкое распространение в регионе получают огнестрельное оружие, характерные кавказские кинжалы, определенного покроя одежда (черкеска, башлык и др.), курительные трубки, складывается самобытная абхазская кухня, неповторимо объединившая плоды заморских стран - кукурузу, фасоль, перец и др.
С 1810 года в Абхазии интенсивно идет процесс европеизации через посредство, главным образом, России. Страшными бедами обернулись для абхазов Кавказская война и особенно непосредственно за ней следующий период (1866-1877 годы), когда в процессе "махаджирства" десятки тысяч абхазов были вынуждены переселиться в Турцию, откуда разбрелись по всему миру. На их пепелищах во второй половине XIX века появились усадьбы греков, болгар, армян, русских, украинцев, мегрелов, немцев, эстонцев и других переселенцев, придавших сельской и городской культуре края черты смешанности и многообразия.
Абхазия - страна яркой языческой культуры, истоки которой уходят здесь в верхнепалеолитическую эпоху. Характерные черты этой культуры - ритуальная окраска тела многоцветной татуировкой, прослеживаемая до раннежелезной эпохи; поклонение рощам, деревьям, животным, природным стихиям, привлекавшее внимание путешественников и в античную эпоху, и в позднее средневековье; обряд вторичного захоронения в долменах и кувшинах, известный по памятникам бронзовой и раннежелезной эпох, и вновь получивший распространение в позднем средневековье в форме подвешивания умерших на деревья, обычай кремации умерших и захоронения их на специальных площадках либо в кувшинах, отмеченный для раннежелезной и позднеантичной эпох, разнообразие (свыше 80) признаков языческого погребального обряда у апсилов в III веке до н.э. - VII веке н.э.; места поклонения горным духам на перевалах и у горных троп, где скапливались разнообразные приношения (наконечники стрел и другие предметы) в ХI-ХV веках и позднее; факты возрождения язычества в XVIII веке и его самобытные и разнообразные пережитки в сегодняшнем быту абхазов.
Одновременно Абхазия - это и страна древнейшего на Кавказе православного христианства. Здесь уже в конце III века н.э. формируются общины ссыльных христиан, а в 325 году питиунтский епископ Стратофил ставит свою подпись под протоколами Вселенского Никейского собора. Официально абхазы (апсилы, абасги и др.) принимают христианство в VI веке при императоре Юстиниане, когда в прибрежной и горной зоне строится много церквей. С IV по X века абхазская церковь административно подчинена Византии (Константинополь, Антиохия и др.), причем территория собственно Абхазии выступает в рамках Абхазского царства автономно - главные храмы X века строились не в столице царства Кутаисе, а ближайшей к морю и Византии зоне между Пицундой и Бедней. Это положение сохраняется и в условиях византийской оккупации XI века, после чего некоторое время местная церковь зависела от аланской митрополии и, предположительно, восточногрузинского (мцхетского) католикосата. С середины XIII по XVII века абхазский католикосат сохранял независимость, поддерживая тесные церковные связи с Картлией, Византией, Малой Азией, Сирией и Палестиной. Не случайно именно антиохийский патриарх приезжал на территорию Абхазии смещать епископов-работорговцев в XVII веке, а греческая письменность на территории Абхазии до X века господствовала безраздельно, а с конца X по XVI века использовалась параллельно с грузинской. В XIX - начале XX вв. христианская религия (через посредство Русской православной церкви) вновь пустила достаточно глубокие корни в крае.
Помимо православия на территории Абхазии определенную роль в свое время играл и католицизм. В начале XIV века, например, в Себастополе существовала католическая епископская кафедра, функционировало католическое кладбище. Очень рано соприкоснулись абхазы и с другими мировыми религиями - иудаизмом и исламом. Иудеи расселились в местных городах еще в античную эпоху. Их общины в средневековый период существовали в Гагре (XI в.) и Севастополе-Сухуме (XIV в.). С исламом предки абхазов впервые тесно соприкоснулись в первой половине VIII века. Мусульманская община существовала в Севастополе-Сухуме в начале XIV века. С конца ХVI века воздействие ислама в крае усиливается (надгробия с надписями, имена князей и др.). В ХVIII - начале XIX века в Абхазии функционировало несколько деревянных мечетей, однако свиньи разводились еще в каждой деревне. Пережитки ислама в быту части абхазов сохраняются и ныне. С особенностями религии иранских огнепоклонников местное население познакомилось в VI веке. Митраистская символика присутствует на каменных иконах второй половины VI-VII вв. из Цебельды.