Понять историю и духовную жизнь абхазов — это, значит, иметь представление, о ее философии. С учетом этого, приступим к рассмотрению основания философии абхазского народа, вступившего в процессе развития мышления, насчитывающего ряд тысячелетий.
При этом, рассматривая различия в этапах мышления, свойственные сознанию древних абхазов видно, что для них в любом объекте, помимо нечто очевидного, воспринимаемого ими под влиянием индивидуального опыта или в процессе рациональной (хозяйственной и т.д.) деятельности, таился также мистический смысл, который ощущался ими как главный. Имеется в виду: первобытная форма постижения внешнего мира; внутренние образы объективного жизненного процесса; вневременные схемы или основания, согласно которым образовывались мысли и чувства абхазов (как и у всего человечества), которые включали в себя всю палитру мифологических тем; коллективный осадок исторического прошлого, сохранившийся в памяти абхазов и составляет нечто всеобщее, имплицитно присущее им.
Все это имеет архаический характер и может быть рассмотрено как своего рода глубинный, изначальный образ, который древние абхазы воспринимали только интуитивно, и который в результате бессознательной деятельности проявляются на «поверхности» сознания в форме различного рода видений, религиозных представлений, символов. И, наконец, все они находят воплощение в мифах и сновидениях, служат питательной почвой для воображения и фантазии, составляет исходный материал для «творчества».
Этот момент особенно интересен тем, что мифы, созданные именно в эту эпоху как раз и содержат упоминание об образе пс — «вода», пса — «дух, как первоначалом всего сущего, олицетворенного в виде бога Духа воды — Адзы апсы. То есть первая переработка «физикального образа» (два аспекта мифологемы воды). Этим уже открываются основания абхазской философии.
Первичными формами бытия философской категории выступают не столько понятия, сколько смыслообразы, метафоры и аналоги. В философии абхазов эта особенность прослеживается весьма отчетливо, несет на себе печать символического и метафорического образного отражения мира.
Исходный момент истории мышления абхазов в силу сказанного определил их последующее участие в истории философии вообще. Абхазия находилась на стыке двух миров — Востока и Запада и служила в определенной степени некоторой переходной связью между ними. В философии действует таже закономерность попеременного прогресса и отставания, которые зависят от конкретных условий развития.
В развитии абхазского общества всегда возникают эпохи, когда ранее сложившиеся ориентиры, выраженные системой универсалий культуры, перестают обеспечивать воспроизводство и сцепление необходимых обществу видов деятельности. В такие эпохи традиционные жизненные смыслы уже не позволяют найти ответ на новые исторические вызовы. Традиция перестает обеспечивать отбор и трансляцию социального опыта, становится неясным, что сохранить и что отбросить из опыта предыдущих поколений ("распалась связь времен").
Поэтому философское познание выступает как особое самосознание культуры абхазов, активно воздействующее на ее развитие.