02 авг 2011

Мифы абхазов

Мифы абхазов — самоценная, завершенная форма сознания, культурный неотъемлемый генофонд абхазского народа. Они не только хранители коллективной памяти народа, но и постоянно воспроизводимый способ осмысления событий, предоставляющих чудесными и непознаваемыми. Мифы абхазов как ментальный феномен обладают бессознательной структурой, а различия касаются лишь материала образов, которыми он оперирует. Архаичное абхазское мышление довольно активно и свободно манипулирует весьма обширным набором оппозиций, противопоставлений, исходным материалом, для которых обычно выступают конкретные образы животных, растений, предметов, небесных светил и др. природных объектов, а также общие свойства (категории), признаки, форма и т.д. Эти оппозиции, а их корни уходят в древнюю абхазскую магию, располагаются на различных уровнях сознания и взаимодействуют между собой. Дихотомия божественного и земного наиболее универсальная.

Она пронизывала все сферы мировосприятия древнего абхаза и определенным образом структурировала все прочие полярные противопоставления. Менее универсальные, — например, космические ("правое — левое", «высшее — низшее», «ночь — день», "жизнь — смерть"). Этические ("добро — зло"). Этнические ("мы — чужеземцы"). Мифологические ("близнецы- антагонисты") и т.д.

Согласно этой концепции пространственные и временные характеристики космоса постигаются абхазом, как четыре стороны света (восток, юг, запад, север) и "центр", а также как четыре времени года (весна, лето, осень, зима).

Каждому из этих сезонов ставится в соответствие одна из «пяти стихий» (дерево, огонь, земля, металл, вода). В каждый из этих сезонов: весна как «порождающая сила», летом как «вскармливающая», осенью как «собирающая урожай», зимой как «сберегающая». Весной все живое склоняется к «любви». Летом «жара», «радость» и «награды», осенью — как «прохлада», «строгость», зимой — как «мороз» смерть.

Божественные концепции постигаются абхазом, через Апсы — «дух, душа» — это жизненная энергия, нечто бессмертное, духовное начало. То есть — дух, душа, двигатель тела. Апстхэа — "дуновение души, туман, облако". Адад (гром) — звук, голос «Духа воды». Амацэыс (молния)проявление, проблеск «Духа воды». Акуапсата «рассеющаяся вода, моросящий дождь». Апсыз — «рыба, или затаивший дух». Азпсы — «мертвая вода». Апсуаа — «люди души». Апсабара — «видение души», «природа, вселенная». Апсны — «страна души, место души, Абхазия». Апсуа — «люди души, абхазы. Апсадгьыл — «земля души, родина, отечество», Апсырахатра — «умиротвориться, душеуспокоение». Апспжвара — «душераздирание», взорваться». Апсейбакыра — «душевно вспылить». Апсейлашэара — «душевно вскипеть». Апсшэара — «душевный испуг». Апсмачхара — «бессилие души, терять сознание».  Апстынчра — «душеуспокоение». Апсымтвра "душененасытность". Апсыцвгьара — «злой дух».  Апстазаара — «жизнь», «душе содержание». Апсра — «смерть, умирать» — «тело без духа». Апстыцра — «выход духа из тела». Апсшэвара «испуг души». Апсырахатра — «умиротворится». Апсытш — «слабый, безвольный». Апсыда «лишенный духа». Апскы — «расположение души» (месторасположения духа, душа — центральное место). Апсыхэа — «помочь душе». Апстэы — «жертвенное животное, предназначенный для души». Апсата — «благодеяния, местообитания души после смерти». Апстэара — «благодеяние, начало конца» (3).

Для древних абхазов (4) первопричина всего сущего: Адзы апсы — пс — «вода», пса — «дух» Дух воды. Адад (гром) — звук «Духа воды».  Амацэыс (молния) — проявление "Духа воды".

По закону гармонии всего сущего, разлитой во всей природе, все существующее живет дыханием. Этот мировой Дух воды — Адзы апсы — есть вдыхание жизни. Дух воды — «Адзы апсы» у абхазов известно, как первопричина всего сущего, оживляющая вселенную, природу, управляет судьбой людей, и разливает жизнь на Земле.

Таким образом, всю историю абхазов можно разделить на доисторию, историю и мировую историю. Особую роль в фазе абхазской истории играет период, называемый осевым временем. Вся история абхазов (5) истолковывается как смена трех основных типов культуры или мировосприятия: идеационную, идеалистическую и чувственную. Эти типы можно назвать также «религиозным», «промежуточным» и «материалистическим». Основу религиозной культуры составляет представление о Боге как всепроникающей реальности, которой подчинено земное существование человека. Материалистическая культура основывается на противоположном принципе: реально существует только то, что поддается восприятию органами чувств. Промежуточная культура соединяет в себе элементы как религиозной, так и материалистической культур.

В целом важнейшей характеристикой этого времени является прорыв мифологического мировоззрения, переход от мифа к логосу. То есть, в осевое время впервые разделяются как противоположности: земля и небо, сущее и должное, повседневное и идеал. Стремясь к идеалу, абхазы, признают первопричину всего сущего Адзы апсы — Дух воды.

Таблица 1

 

Древнейшая мифология и магия

Мифология матриархата (выделение человека из природы)

Судьба как внутренне обоснованная и разумная закономерность мира

Категория древней абхазской натурфилософии

Содержание категории «начало»

Тотем как генетическое начало

Судьба как объективная и чуждая рациональной обоснованности слепая сила

Эпическая мифология патриархата (выделение человека из рода)

Субстанциональное начало всего сущего Адзы апсы — Дух воды

Содержание категории «судьба»

Манна как признающая мир, сверхъестественная сила, на которую можно воздействовать

Персонифицированное генетическое начало в образе Матери-Земли

Безличное генетическое начало типа пс — «вода», пса — «дух»

Закономерность, как атрибут космоса и основа его гармонии