О начале абхазской философии
Философия абхазов творилась на протяжении тысячелетия. Ей предшествовала двуликая про/пред/ философия. Это прежде всего художественно-мифико-религиозный мировоззренческий комплекс: 1) плод в основном мировоззренческого выражения, результат «великой метафоры» переноса на природу внешних свойств человека и родового общества (антропосоциоморфизм), благодаря чему образуется сверхприродный мир мифов, и 2) реальное жизнеобеспечивающее знание — плод практического рассудка, интеллекта, логоса как «разумного слова» в отличие от мифообразующего «мифоса».
Органически же философия абхазов непосредственно предшествовала «профилософия».
Профилософия — результат возрастающего воздействия мифико-религиозного комплекса второй части профилософии, выразившейся в описании антропосных (люди -люди), мифико-антропосных (боги — люди) и даже мифических (боги боги) ситуаций, в «земных» реальных знаниях, в описании производственного процесса в культе разумности. В результате этого воздействия в художественно-мифическом, разумно мифическом комплексе зарождаются такие элементы философии как эпос абхазов. Генезис философии абхазов следует понимать как движение мысли от мифа к философеме, благодаря логосу.
С зарождения философии абхазов происходит одновременное зарождение абхазской философской терминологии. Первоначало всего сущего в философии древних абхазов и адыгов, — это «пс — «вода», пса — дух», Адзы апсы — дух воды понимается как мировой дух воды, жизненная энергия, нечто бессмертное, духовное и жизненное начало. Оживляющее вселенную, природу, который управляет судьбой людей и разливает жизнь на Земле. Абхазы так же верили в бессмертие и переселение души.
А человек, по их мнению, подобно другим живым существам произошел из рыбы.
«Пс — вода», «пса — дух», Адзы апсы — Дух воды, — это среда, агент и принцип всеобщего зачатия и порождения. Но зачатие требует как женского, так и мужского начала: отсюда два аспекта мифологемы воды. В роли женского начала «пс — вода» выступает как аналог материнского лона и чрева, а также оплодотворяемого яйца, а оживляющее проникание «пса дух», отождествляется с оплодотворяющим мужским семенем, заставляющим воду «рожать». И происходит становление Слова плотью, а плоть обретает дух, чтобы лицезреть тайны Духа воды.
То есть Существа получают бытие из двух понятий: «пс — вода», «пса — дух», Адзы апсы Духа воды и возникают все вещи согласно «сперматическим логосам» (7), в которых бог Логос выступает как закон организации и развития индивидуальной «природы». Космос развивается циклически: в конце периода «пс вода», «пса — дух», Адзы апсы» — Дух воды, поглощает прочие элементы, но в каждом следующем цикле мир возрождается из «пс — вода», «пса — дух», Адзы апсы — Дух воды, протосубстрата в прежнем виде. Высшей манифестацией бога-Логоса выступает творческий «пс вода», «пса — дух», Адзы апсы — Дух воды, «природа», или пневма (всепроникающее дыхание, «душа» космического организма).
С мотивом «пс — вода», «пса- дух», Адзы апсы — Дух воды как первоначала соотносится значение Святая вода для акта омовения, возвращающего человека к исходной чистоте. Ритуальное омовение — как бы второе рождение, новый выход из материнской утробы.
По мнению абхазов в мире царствует необходимость. Вселенское «сцепление» причин понимается абхазами, как «анасып — судьба», а его необходимость — как «алахьынца — рок».
«Судьба» = «необходимость» = «пс — вода», «пса — дух», Адзы апсы — Дух воды, выступает как «промысел» целесообразно упорядочивающий мироздание.
Дух воды в распределении текущей жизни господствует — известная равномерность, как в кровообращении. Таким образом, первоначало всего сущего Дух воды — есть вся хранящаяся вселенская и человеческая мудрость.
По мнению абхазов, все миры человека в земной жизни обладают независимой волей, разумом и имеют огромные возможности воздействия на него. Эфирный мир, как мир поступков человека, являясь «генетической клеткой» реального мира человека, задает ему общий настрой, определяет тенденции его развития. Витальный мир отражает мир жизнедеятельности человека, а астральный мир задает направление развития реальному миру. Ментальный мир как важнейший фактор активности определяет деятельностный менталитет реального мира. Мир духовный обеспечивает прогрессивное развитие реального мира. (Такая последовательность соотношений оболочек человеческого существа полностью соответствуетих порядку в постепенном восхождении от низшего к высшему духовному развитию).