Схема 2. Структура и категории Апсуара.

Ключевым моментом изучения истории Отечественной войны народа Абхазии 1992-1993 гг. является вопрос о причинах поражения в нём Республики Грузия – стороны, безусловно превосходящей противника в живой силе, технике и международной поддержке не только в начале, но и на завершающей стадии вооружённого противостояния. Военная интервенция Грузии в значительной степени стала неожиданностью, как для руководства, так и для населения Республики Абхазия. Несмотря на обилие воинственной риторики с обеих сторон, резкое обострение политической ситуации, усилий, предпринимаемых рядом общественных организаций Абхазии по формированию народной милиции, было трудно предположить возможность серьезного вооруженного противостояния, Как отмечает В.А. Тишков в своем фундаментальном труде, посвященном чеченской войне: «Отличие войны и любой другой формы насилия от мирной жизни – это неожиданность вызова, на который необходимо находить мгновенный ответ. При этом существует крайне мало каких-либо уже выработанных социальных предписаний, как совладать и как выжить в ситуациях насилия. Обычный человек не готов к войне в смысле реакции на прямые и неожиданные угрозы его жизни» 1.

Отдавая должное наблюдательности автора, представляется возможным в данной ситуации оспорить его тезис о скудости «социальных предписаний». Засвидетельствованная нами в ходе полевых исследований

______________________

1 Тишков В.А. Общество в вооружённом конфликте (этнография чеченской войны). М.: Наука, 2001.  С.356.

[50]

 

стремительность перехода от смятения, страха и полнейшей неопределенности к организованному сопротивлению, на наш взгляд, объясняется особенностями ментальности абхазов, основой которой является этнокультурная система Апсуара.

Геополитическое положение Абхазии как «ключа к Кавказу», ее природные богатства, близость к морю детерминировали трагический вектор развития истории страны как истории бесконечных малых и больших войн. Многовековая необходимость адаптации к экстремальным жизненным реалиям послужила формированию специфической структуры модальной личности абхаза. Традиционное воспитание в духе Апсуара предполагало у молодежи готовность к немедленному действию в чрезвычайных ситуациях, что и сделало возможным победу малочисленного этноса в заведомо безнадёжной войне.