Автору XI века Джуаншеру приписывается историческое сочинение «Житие и деяния Вахтанга Горгасала», повествующее о политических событиях в Грузии V—VIII веков112.
Установлено, что летописец в качестве источников использовал местные хроники и некоторые персидские материалы113. В первой части своего сочинения Джуаншер, описывая деятельность грузинского царя V в. Вахтанга Горгасала, наряду с некоторыми преувеличениями и фантастическими сообщениями, приводит ценные сведения для истории всей Грузии начала средневековья.
Более подробные и достоверные сообщения содержит вторая часть сочинения Джуаншера, где он повествует, помимо всего, о вторжениях арабов в Абхазию, о совместной борьбе грузин и абхазов против полчищ Мурвана, о византийско-грузино-абхазских отношениях в VIII в. и т. д. Правда, конкретно не известны источники автора по интересующим нас сведениям.
У пределов Авазгии есть Осетия114 (III. 214)
В то время [когда] самодержец Юстиниан, царь греков, воевал в Осетии, у пределов Авазгии115, с племенем хаскунов, ибо отложились они, тогда Юстиниан116 прислал большие дары Фарсману, царю грузин, и попросил помочь его войскам всеми силами своими и сразиться с хаскунами. Вняв просьбе греческого царя, Фарсман оставил [вместо себя] Эвагре стражем своего царства, и сам отправился; с божьей помощью покорил [он] племя хаскунов117. А полоненных всех владетелей их отправил к Юстиниану. Затем вернулся [он] в свое царство118.
Походы арабов по Эгриси и Абхазии 736—738 годы (III. 234—236)
Узнав о том, что картлийские цари [Мир и Арчил] и все их родичи отправились в Эгриси, и оттуда же переместились в Абхазию, пошел [Мурван Кру] следом за ними и разорил все города и крепости страны Эгриси. Разрушил и ту трехоградную крепость, что есть Цихе-годжи, преодолел пограничную Клисурскую стену. Во время его нашествия католикосом был Табор.
И когда Глухой [Мурван] вошел в Клисуру, которая в то время являлась границей между Грецией и Грузией, разорил город Абшилии Цхум. Затем подступил к Анакопийской крепости, в которой находится икона всесвятой богородицы, не рукотворное писание, а ниспосланное свыше, о котором никому не известно, кто нашел его на верхушке той горы, омываемой с юга морем и окруженной болотистыми лесами. Там находились в то время картлийские цари Мир и Арчил; отец же их [к тому времени] уже был мертв и похоронен в Эгриси.
А эристав кесаря Леон119 вошел в крепость Собги, которая находится на перевальном пути в Осетию.
Никто не мог сражаться с Глухим, ибо его воинов было больше, чем [количество] деревьев в эгрисских лесах…
Во время пребывания их в Анакопийской крепости туда пришел Мурван Глухой и начал воевать с этими царями120. Тогда Арчил сказывал своему брату: «Этот город-крепость обречен на разрушение»121.
Анакопийское сражение (III. 237—238)
И предстали [Мир и Арчил] перед той святой иконой пречистой богородицы122, молились ей преклонившись, и сказали: «Выступим с надеждой на сына твоего, господа бога нашего, который рожден тобою, помолись ему за нас и пусть сопутствует нам милость твоя».
И было вместе с ними небольшое число их царской дружины, и людей из родов эриставов и питиахшей, всего около тысячи [человек], а из абхазских войск две Тысячи воинов.
И перед рассветом господь бог послал на сарацин123 зной южный и заболели они кровяной холерой124 . В ту ночь явился Арчилу ангел божий, который сказал ему: «Идите и сразитесь с агарянами125, ибо я на них послал жестокую и истребляющую людей и животных болезнь. Когда выступите, тогда из их лагеря услышите голоса стона и рыдания. Вы же будьте храбрыми и обретете силу, уповая на бога».
Когда же рассветало, из их лагеря раздались голоса плача и рыдания. И тогда выступили они, уповая на бога, для сражения с ними; сразились, и господь бог дал победу малочисленному христианскому воинству; от холеры погибло тридцать пять тысяч сарацин, а от меча — три тысячи126. Мир был ранен копьем в бок; из христиан в этот день пало шестьдесят человек127. Лошади сарацин пали подобно [срубленному] лесу и всех их бросали в море… Поспешно снялись128 [они с лагеря] и отступили по следам же своим129. И когда миновали Цихе-Годжи, расположились лагерем между теми двумя реками…130
Отношения с Византией после Анакопийского сражения
(III. 239—240)
И отправили посланника Мир, Арчил и Леон, эристав Абхазии, к царю греков и сообщили ему все, что свершил бог их руками131. А он прислал две короны и [жалованную] грамоту Миру и Арчилу132… И написал133 Леону следующее: «Все время грузинским землям мы причиняли вред; их же цари по отношению к нам проявляли дружелюбие и помощь. Это уже в третий раз проявляют они служение и помощь престолу нашего царства…134
Тебе135 же я повелеваю быть эриставом Абхазии — тебе, сыновьям твоим и потомству твоему на вечные времена, что ты по добру почитал царей Картли и их воинство. Отныне не вправе ты причинять им вреда и нарушать эгрисские границы как во время их пребывания там, так и после ухода оттуда».
Отношения между Картли и Абхазией после изгнания арабов136
(III. 242—243)
Призвал Арчил Леона и сказал ему: «Да благословит господь тебя за то, что оказал нам отменное гостеприимство и защитил нас в местах твоих безопасно137; известно, что теперь уже начались заселяться земли наши, [расположенные] выше Клисуры138. Поеду и обоснуюсь в Цихе-Годжи и Кутаиси. Теперь назови для себя то, что хочешь от меня в вознаграждение за благослужение твое». А Леон ответствовал: «Дал же мне кесарь сию страну139 наследственно, благодаря вашим усилиям. Отныне она является моим наследственным владением от Клисуры до реки Большой Хазарии140, куда достигает конец Кавказа. Причисли и меня к своим слугам, которые сегодня удостоены быть твоими сыновьями и братьями141. Не нужно мне доли от тебя, и то, что есть у меня, пусть будет твоим».
Тогда отдал Арчил Леону142 в жены племянницу свою Гуарандухт и ту корону, которую прислал царь греков для Мира. И дали [друг другу] обещание и страшную клятву, что не будет между ними вражды, чтобы Леон всю свою жизнь повиновался Арчилу. Отправился Арчил [из Абхазии] и обосновался в Эгриси вплоть до Шорапани.