«Фауст», Мариинский театр С.Петербург, 1907г.
Декорации художника князя А.К.Шервашидзе-Чачба.
«Только то искусство живёт,
которое родилось от жизни…»
А.К.Шервашидзе (Чачба)
Выдающийся первый абхазский профессиональный художник Александр Константинович Шервашидзе (Чачба) занимает видное место в истории русского декоративного искусства. Где он выдвинулся в ряд таких больших реформаторов сцены, какими были К.Коровин и А.Головин.
Александр Константинович Шервашидзе (Чачба) родился 24 декабря 1867 года в г. Феодосия, в семье отставного майора (брата последнего владетеля Абхазии) – Константина Георгиевича Шервашидзе (Чачба), изгнанного повелением императора за пределы Кавказа за участие в дворянском заговоре 1832 года в Грузии и после восстания в 1866 году в Абхазии.
Мать художника была пианистка – дочь французского профессора музыки – Наталья Матвеевна Данлуа.
Закончив киевское реальное училище, А.К.Шервашидзе (Чачба) в 1891 году поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
В 1894 году, по совету В.Д.Поленова, молодой художник едет в Париж и совершенствует своё мастерство в школе профессора Фернана Кормона.
В Париже А.К.Шервашидзе (Чачба) сближается с художниками: А.Бенуа, И.Грабарём, В.Борисовым–Мусатовым, М.Волошиным, Е.Кругликовой, В.Серовым и др.
По возвращении из Парижа, с 1907 года по 1918 год А.К.Шервашидзе (Чачба) работает сначала художником-декоратором, а затем, вплоть до 1918 года, главным декоратором Петербургских императорских театров: Мариинского. Александринского и Старинного. Петербургский период является значительными в его творческой деятельности. Здесь им было оформлено более 40 спектаклей, таких , как «Фауст» - Гуно; «Тристан и Изольда – Вагнера; «Талисман» - Дриго; «Лакмэ» - Делиба; «Евгений Онегин» - Чайковского; «Гамлет», «Ромео и Джульетта «, «Макбет» - Шекспира; «Тяжба» - Гоголя и др., с участием артистов: Ф.Шаляпина, Л.Собинова, М.Кшесинской, О.Преображенской, В.Давыдова, М.Савиной, Г.Ершова и др.
В 1919 году в Сухуми в содружестве с петербургским театральным деятелем Н.Н.Евреиновым и актрисой Н.И.Бутковской, А.К.Шервашидзе (Чачба) основал для молодёжи художественную студию.. в Сухуми же была организована и драматическая студия, силами которой были поставлены оформленные А.К,Шервашидзе (Чачба) спектакли с участием поэтов В.Каменского и В.Стражева. Был проведён вечер, посвящённый Козьме Пруткову, и шли пьесы Н.Н.Евреинова: «Весёлая смерть», «Стёпик и Манюрочка», а также инсценировка народной героической песни «Раненый в сердце».
В 1920 году по приглашению С.П.Дягилева, руководителя русской балетной труппы, гастролировавшей по Европе, А.К.Шервашидзе (Чачба) выезжает за границу.
За рубежом, в театрах Франции, Англии, Испании, Бельгии он оформляет спектакли: «Лебединое озеро» Чайковского; «Сильфиды» Шопена; «Прометей» Бетховена; «Триумф Нептуна» Бернера; «Женитьба» Гоголя; «Месяц в деревне» Тургенева и др. с участием артистов: С.Лифаря, А.Павловой, В.Нижинского, Т.Карсавиной, О.Спесивцевой, Т.Тумановой, И.Шиваре и др.В 1946 году, в Монте-Карло, А.К.Шервашидзе (Чачба) создает эскизы декораций к балету «Шота Руставели», поставленному С.Лифарём на музыку А.Черепнина. Балет этот шёл потом в Париже и Лондоне. Везде ему сопутствовал успех.
За долгую творческую жизнь А.К.Шервашидзе (Чачба) побывал во многих странах Западной Европы. О спектаклях, оформленных им в Петербурге, Лондоне, Мадриде, Париже, Монте-Карло и других городах, писали газеты.
Известен А.К.Шервашидзе (Чачба) и как художник широкого диапазона. Интересны выполненные им различные по тематике и жанру многочисленные полотна, акварели, портреты, эскизы и рисунки. Они характеризуют его как многогранного мастера высокой художественной культуры.
Не менее интересен художник и как критик и теоретик в области изобразительного искусства.
Его незаурядные критические и теоретические работы и исследования по живописи представляют и сегодня немаловажный интерес для изучения искусства конца XIX, начала XX века.
Являясь членом русского художественного объединения «Мир искусства», возглавляемого А.Бенуа и С.Дягилевым, А.К.Шервашидзе (Чачба) выступал со статьями в журналах «Мир искусства», «Аполлон», «Золотое руно» и читал в Феодосии, Сухуми, Баку, Батуми и Тифлиси много лекций о художниках – Антокольском, Левитане, немецком художнике Либермане, голландском художнике Израилсе и др.
О популярности художника за рубежом свидетельствует посвящённая ему статья в вышедшем в 1957 году в Париже, издательстве Фернанда Хазана «Словаре Современного балета».Оказавшись отрезанным от Родины, А.К.Шервашидзе (Чачба) жил последние 20 лет в полном одиночестве. Скончался он в 1968 году в возрасте 101 года и был похоронен на русском кладбище в Ницце.
Находясь вдали от Родины А.К.Шервашидзе (Чачба) никогда о ней не забывал. Предпринятое им решение о возвращении на Родину не могло осуществиться в связи с тяжёлой болезнью. Однако, будучи оторванным от отечества, он продолжал живо интересоваться жизнью нашей страны, её культурными достижениями.
Художник оставил большое творческое наследие. В течение многих лет, без средств существования, он хранил свои работы не продавая их, чтобы в конце жизни завещать Родине. Доказательством его патриотизма является тот факт, что в 1958 году он прислал в дар Родине около 500 своих работ и личный архив. Это ценное наследие Александра Константиновича хранится в Государственном музее искусств Грузии в Тбилиси и частично сухумской картинной галерее Абхазского государственного музея.
В архиве А.К.Шервашидзе (Чачба) обнаружено много патриотических записей, сделанных во время его пребывания в Сухуми в 1917 – 1919 годах.
Глубоко переживая отсталость маленькой Абхазии, он мечтал о её лучшем будущем: о развитии культуры, об издании литературы на абхазском языке, об издании трудов по истории Абхазии, учебников, словарей, об организации музеев, театра и о многом, многом другом.
Сухум. 1984.