Закавказье с древних времен считается принадлежащим Востоку и является самой северной из областей Ближнего Востока. Считается, что оно лежит между рекой Армянского нагорья Араксом и хребтом Большого Кавказа в меридиональном направлении и между Черным и Каспийским морями в широтном. В природном отношении древнее Закавказье (в эпоху IV-II тыс. до н.э.) можно было бы грубо разделить на три зоны. На западе, вдоль всего Черноморского побережья, тянулась полоса почти непроходимых субтропических лесов, уходившая на понтийcкое побережье Малой Азии; в Черное море здесь текут небольшие речки: на севере Кодор, в центре - Рион и на юге - Чорох. Сплошные заболоченные леса делали долину Риона - древнюю Колхиду - малопригодной для заселения. В центре Закавказья расположена горная страна, между большим Кавказом на севере и Малым Кавказом на юге, в излучине Аракса. Через нее на восток бегут река Кура и ее притоки, В горах южнее Куры расположено пресноводное озеро Севан, которое соединяется рекой Занга (Раздан) с Араксом. Наконец, низменная восточная часть Закавказья, соответствующая центральной и юго-восточной частям Азербайджана, рано превратилась в область сероземных полупустынь и пустынь, хотя ее и пересекают долины Куры и Аракса, вливающихся общей дельтой в Каспийское море.
С VIII-VII тыс. до н.э. до III-II тыс. до н.э. на территориях Ближнего Востока (в т.ч. Закавказья) длился неолит (новокаменный век). Мы уже говорили, что в Малой Азии в начале этой эпохи появилась замечательная оседлая земледельческая культура Чатал-Хуюка, оказавшая по-видимому, огромное влияние на все окружающие племена, вплоть до европейских [1].
К сожалению, не все даже узловые звенья древней истории Кавказа пока могут быть восстановлены. Неолитические памятники VII-VI тыс. до н.э. известны здесь в малом числе, но дают возможность заключить о переходе неолитических племен к новому типу хозяйства. Большое место занимают охота, рыболовство и прочие промыслы, но уже появляются зачатки земледелия. Отметим, что культура племен Закавказья в это время была настолько однотипной, что выделить особенности именно "грузинской", "армянской", "азербайджанской" культур невозможно. О связях между культурами Закавказья и Малой Азии в это время свидетельствует экспорт обсидиана с Армянского нагорья (шедшего для выделки каменных орудий труда) в Чатал-Хуюкский регион и даже далее.
В V-IV тыс. до н.э. в Закавказье складываются два комплекса с локальными чертами новой энеолитической материальной культуры (характеризуемой использованием наряду с каменными орудиями труда медных, но не бронзовых). Особенности этих комплексов были обусловлены их географическим расположением и некоторыми особенностями хозяйства. Северный, локализующийся в бассейне реки Куры, характеризуется примитивной гончарной продукцией, изощренной техникой изготовления предметов из кости, широким набором каменных изделий для обработки шкур и разделки туш животных. Этот чисто местный комплекс выглядит более архаично, чем южный, и несет на себе сильный отпечаток неолитической эпохи. Южный комплекс, расположенный в бассейне реки Аракс, имеет значительно более развитый характер. Наличие лощенной, иногда расписной посуды, медных изделий и т.п. приближает его по облику к энеолитическим культурам остального переднеазиатского мира.
В тот период в долинах и на равнинах Закавказья находились небольшие поселки, располагавшиеся недалеко от воды. Дома строились из глины и имели форму маленьких круглых или овальных купольных построек, тесно лепившихся друг к другу. Жители поселков занимались преимущественно земледелием. Поля засевали ячменем, пшеницей, просом, полбой. Выращивали виноград и другие многолетние культуры. Другим важным занятием было скотоводство; выращивали все виды домашних животных, но преимущественно крупный рогатый скот. Повсеместно распространена была охота. Торговый обмен с южными странами продолжался, о чем свидетельствуют находки красочной посуды и других предметов хозяйствования.
На территории Северного Кавказа и Черноморского побережья Кавказа в энеолите [4] была распространена другая культура, возникшая на базе местного неолита со специфическими особенностями. Она значительно отличалась от раннеземледельческой культуры Закавказья. Об этом свидетельствуют открытые в нынешней Западной Грузии поселения Тетрамица, памятники Абхазии, а к северу - древнейшая группа погребений Нальчикского могильника.
Кто были создатели всех этих земледельческих культур, как они выглядели и на каких языках говорили? Ответить на эти вопросы пока довольно трудно. В основном [1] они, очевидно, принадлежали к средиземноморской малой расе (смуглые люди с прямыми или волнистыми волосами, прямым носом), но возможно и участие балкано-кавказской малой расы (смуглые люди с курчавыми волосами, выпуклым носом, развитым третичным волосяным покровом). Во всяком случае, наскальные изображения и черепа населения Малой Азии в III-II тыс. до н.э. принадлежали скорее к последней, но историку расовая принадлежность этих народов и племен говорит мало, так как к этим же расам принадлежали все последовательно сменявшие друг друга народы Ближнего Востока вплоть до сего дня - результат слияния пришельцев с автохтонами.
О языках же ранненеолитических земледельцев мы можем только догадываться. По всей вероятности, они принадлежали к архаическим, мало связанным между собой языковый группам. Подобные группы существовали изолированно и позже, вплоть до новейшего времени.
Как мы говорили, Закавказье и Северный Кавказ с очень раннего времени (по крайней мере с IV-V тыс. до н.э.) оказались в сфере влияния и заселения хатто-хурритов. Археологические памятники показывают, что почти все Закавказье, исключая только внутренние горные районы и быть может долину Куры в центральном Закавказье, было под влиянием племен, культура которых сходна с культурой хатто-хурритов Малой Азии и Армянского нагорья. Армянское нагорье [3] занимали родственные племена хурритов и урарту. Современный армянский народ сложился из слияния хурритов, урарту, частично лувийцев (индоевропейцев - пришельцев) с протоармянскими по языку племенами, так же как хетты и лувийцы, пришедшими примерно в XII в. до н.э. из Европы (представителями так называемой "старофригийской" археологической культуры). Эти индоевропейские племена говорили на языках близко родственных древнегреческим диалектам, но не на фригийских. (Собственно фригийцы пришли в Малую Азию из тех же районов Балканского полуострова несколько позже, в X-IX в.в. до н.э., и говорили на языках близких как протоармянскому, так и древнегреческому). По-видимому, эти-то протоармянские племена, а позднее и фракийские, ассирийские источники называют "мушками". Тем же термином (в позднейшей греческой передаче - "Мосхи", "Месхи") называется в источниках и часть западногрузинских племен, тоже участвовавших в этнических передвижениях конца II - начала I тыс. до н.э. и осевших в восточной части Южного Причерноморья, возможно на территории контролировавшейся фригийцами, откуда пошло и название (сам термин "армяне" возможно и не индоевропейского корня, хотя Геродот настаивает на его фессалийском происхождении).
Население современного Азербайджана тоже, по-видимому, было по происхождению хатто-хурритским, как это показывают археология и языки Дагестана, ранее распространенные южнее, чем ныне. Таким образом, и восток Закавказья, по-видимому, входил в круг хатто-хурритской культурно-языковой общности.
О принадлежности Северного Кавказа той же общности, мы уже говорили. Северо-запад Грузии - Абхазия культурно и по языку несомненно восходит к той же общности. Вопрос о западной Грузии осложняется тем, что язык современного населения этой территории относится к картвельской группе и имеет отдаленное родство с грузинским. Поэтому утверждение о том, что и западная Грузия в энеолите входила в тот же круг культур и языков, может базироваться только на общности археологических культур.
Разумеется, должен быть поставлен вопрос о том, какая культура Закавказья может быть связана с собственно картвельскими племенами? Из известных в настоящее время фактов, изложенных выше, с картвельскими племенами можно связать только культуру ранних земледельцев энеолита центральной части долины Куры и, вероятно, окружающих горных районов. И именно в энеолите, по-видимому, начался распад некоторого прото-картвельского племени, говорившего на протокартвельском языке, на отдельные племена, говорившие на диалектах, разошедшихся в настоящее время очень далеко. Сегодня существуют три племенные группы, говорящие на трех языках, восходящих к этому пракартвельскому единству: северная - сваны, западная - мегрело-чаны, и юго-восточная - картлийцы (или собственно, грузины). В каждой группе существует несколько диалектов (часть из них уже исчезла в результате процессов ассимиляции).
Первой из картвельской общности выделились сванские племена, говорящие на сванском языке (около III тыс. до н.э.). Во II тыс. до н.э. разделились картлийские и мегрело-чанские племена. Диалекты картлийских племен появились уже позже. А мегрелы и чаны (саны, лазы) разделились уже на грани нашей эры. Сваны говорят на языке, совершенно отличном от картлийского и мегрело-чанского, и содержащем много абхазских корней. Картлийский и мегрельский тоже почти не имеют общих слов. Близки между собой мегрельский и лазский, но последний почти вымер, хотя, небольшие группы лазов, живущих на территории Турции, владеют им. Диалекты картлийского языка - кахетинский и собственно картлийский - разошлись мало, но хевсурский и некоторые другие имеют уже серьезные отличия от них. Отсутствие к настоящему времени единого языка на этой территории свидетельствует о том, что здесь не существовало сколь-нибудь мощного и продолжительное время устойчивого цивилизующего центра.
Хотя антропологические и языковые различия между сванским, мегрельским и картлийским народами настолько велики, что практически они составляют три народа, не более близкие, чем, снажем, литовцы и русские (литовский и русский разошлись только в I тыс. до н.э.), тем не менее, к сегодняшнему дню сложилась ситуация, когда сваны и мегрелы называют себя грузинами, т.е. картлийцами, ни в коей мере ими не являясь. Подчеркну, речь идет не о том, что они жители Грузии (ими могут быть и русские, и греки, и представители любого народа, проживающего на территории Грузии), а именно грузины. При этом следует сказать, что по крайней мере у мегрелов есть своя история, быть может, не столь богатая, как у картлийцев, но практически не менее древняя.
Итак, предполагая, что уже в третьем тысячелетии до н.э. в центральной части долины Куры существовали, если не племена, то роды, говорившие на прасванском, прамегрельсном и пракартлийском языках, проследим дальнейшую историю племен Закавказья и его пограничья.
С III тыс. до н.э. в этом регионе, как и в Малой Азии начинается бронзовый век, т.е. период освоения бронзы, что, конечно, привело ко многим изменениям в жизни местных племен. В Северном, Центральном Кавказе и Закавказье в эпоху бронзы существовало несколько археологических культур [4].
Различные по своему происхождению культуры Кавказа обладали некоторыми общими чертами, сложению которых способствовали связи населения Кавказа с жителями Передней Азии, что привело к распространению достижений древневосточной техники и оружия.
Наиболее ранней является культура Северного Кавказа середины и второй половины III тыс. до н.э., получившая название майкопской (по месту первых находок у города Майкоп). Ареал ее распространения включает Северо-Западный Кавказ, Кабардино-Пятигорье и Чечено-Ингушетию. Она была распространена от Таманского полуострова на западе до Дагестана на востоке с центром в центральных и западных районах Северного Кавказа.
В эпоху ранней бронзы почти все Закавказье, северо-западную часа Ирана и восточную часть Малой Азии охватывала куро-араксская культура (названа тоже по местам первых находок). На севере и северо-востоке она занимала Дагестан, Чечено-Ингушетию и некоторые районы Северной Осетии. Наиболее густо были заселены Араратская равнина в Армении, Картлийская низменность в Грузии, бассейн Куры в Азербайджане и Дагестанская Прикаспийская равнина.
Широкое развитие на Кавказе получает металлургия бронзы. Именно в эту эпоху Кавказ и в особенности Закавказье, становится одним из крупнейших очагов металлопроизводства.
Высокого уровня развития достигает у племен куро-араксской культуры производство керамики. Она становится более совершенной по качеству и разнообразной по формам. Куро-араксская культура эпохи бронзы просуществовала от рубежа IV-III тысячелетия до н.э. до конца III тыс. до н.э.
На данном этапе развития, как и прежде, мы не можем выделить преимуществ той или иной культурной общности, ибо родство этих культур является несомненным.
Во II тыс. до н.э. в разных районах Кавказа складываются несколько археологических культур со своими особенностями (северо-кавказская, прикубанская, каякентско-хорочоевская культура в Дагестане, центрально-кавказская (кобанская), самтаврская (внутрикартлийская) культура по Куре, восточно-закавказская по Алазани и Иори, триалетская - на юге). Западную часть Грузии и побережье Черного моря от Гагр до Батуми занимали племена колхидской культуры эпохи бронзы.
И снова нельзя не сказать о родстве этих культур между собой и связях их с Передней Азией. Мы постоянно видим ситуацию, которую можно наблюдать в гораздо более позднее время и на других территориях. Пример - средневековая Европа: населенная самыми разнообразными народами, она, тем не менее, обнаруживает очень много сходства в их культуре. Претензии на превосходство с чьей-то стороны выглядят здесь явно неуместными, ибо достижения любого из государств очень быстро становились достоянием других народов.