Жители Абхазии и особенно десятки тысяч беженцев — как внутри республики, так и выехавшие за ее пределы, — жили ожиданием 3 сентября, когда в Москве должна была состояться встреча руководителей России, Грузии, Абхазии и республик, краев и областей Северного Кавказа. К сожалению, надеждам, которые на нее возлагались, не суждено было сбыться. Принятые на встрече в московском «Президент отеле» решения не могли положить конец войне в Абхазии. С самого начала стало ясно, что имперская солидарность в данном случае возобладала и сценарий встречи составлен явно в угоду Шеварднадзе. Руководству Абхазии откровенно выкручивали руки, заставляя подписать Итоговый документ, в котором был обойден ключевой момент, необходимый для установления мира в регионе - незамедлительный вывод с территории Абхазии войск Госсовета Грузии. Вместо этого в документе фигурировало весьма туманное положение о «передислокации войск из зоны конфликта», после которой Вооруженные силы Республики Грузия там не должны превышать «согласованного уровня, необходимого для достижения целей данного соглашения»...
Вот небольшие выдержки из стенограммы Московской встречи, дающие наглядное представление об атмосфере, которая там царила: «В. Г. Ардзинба. Борис Николаевич, в Вашем обращении к руководству Грузии и Абхазии сказано о незамедлительном выводе войск и прекращении боевых действий. Б. Н. Ельцин. Это имеется в виду и в этом документе. В. Г. Ардзинба. В данном документе этот вопрос не решается. Б. Н. Ельцин. Нет, решается. Каждый интерпретирует как хочет. Я как Президент интерпретирую именно так и гарантирую позицию России ни в коем случае, чтобы интересы Абхазии не были ущемлены после нашего сегодняшнего подписания документа... В. Г. Ардзинба. Я думаю, это политика силового давления, которая ни в коем случае не учитывает интересы Абхазии. Насколько я понимаю, тогда надо было просто направить нам документ, который вы подписали не учитывая наши интересы... Б. Н. Ельцин. Не может Президент Российской Федерации позволить себе каждую строчку выискивать, где, что и как. Мы решаем общие принципиальные вопросы...»
Владислава Ардзинба начинают уговаривать подписать оглашение руководителя северокавказских республик Он просит полчаса... хотя бы 15 минут, чтобы вновь посоветоваться с членами абхазской делегации...
Благодаря средствам массовой информации многим памятен эпизод, когда уже после подписания соглашения Ельцин пытался организовать перед теле- и фотокамерами дружеское рукопожатие Ардзинба и Шеварднадзе. Нелегко было абхазскому лидеру найти в себе душевные силы, чтобы не сорвать затеянный церемониал.
6 сентября, по возвращению в Гудауту, представлявшие абхазскую сторону на встрече Владислав Ардзинба и член Президиума Верховного Совета РА Константин Озган провели пресс-конференцию, на которой объяснили мотивы, по которым они пошли на подписание Итогового документа. Главным моментом, внушавшим некоторые надежды, была статья 10 документа: «Стороны будут содействовать возобновлению к 15 сентября 1992 года нормальной деятельности законных структур власти Абхазии». Вместе с тем, отвечая на вопросы журналистов, Владислав Ардзинба отметил, что «переезд Верховного Совета и правительства республики в столицу Абхазии возможен только в том случае, если из города будут полностью выведены войска Госсовета с техникой. Если к 15 сентября этого не удастся сделать, мы будем оставаться в Гудауте, так как не намерены работать под «охраной оккупантов».
8 сентября в Абхазию из Москвы прибыла комиссия по контролю за исполнением московских договоренностей. На гумистинском рубеже расположились российские наблюдатели за соблюдением соглашения о прекращении огня. 6 и 13 сентября в Сухуме проходили встречи рабочих групп с участием депутатов ВС Абхазии, а также 3. Лабахуа, А. Анкваба, командующего абхазским ополчением В. Какалия...
Но очень скоро стало ясно, что грузинская сторона и не думает выполнять взятые на себя в Итоговом документе Московской встречи обязательства. Соглашение о прекращении огня с 12 часов 5 сентября ею постоянно нарушалось. Не собиралась она и способствовать восстановлению деятельности конституционных органов власти Абхазии, то есть ее Верховного Совета во главе с Владиславом Ардзинба. Да было бы и очень странно ожидать от Шеварднадзе, Китовани, Иоселиани, Надарейшвили подобных действий, так как это в корне противоречило целям предпринятого 14 августа вторжения в Абхазию.
В общем, можно сказать, что Ельцин, сам того не желая., дал весьма точную характеристику многим положениям документа: «каждый интерпретирует как хочет». Шеварднадзе уже 5 сентября, выступая в Госсовете, обмолвился о статье 10 как о «рекомендации». Надарейшвили призвал к проведению 14 сентября в контролируемом грузинскими войсками Сухуме сессии ВС Абхазии, которая по его словам, должна заявить о своем самороспуске - причем даже в случае неявки «абхазской фракции». Но поскольку проведение сессии количеством депутатов, которое сильно не дотягивало до простого большинства, (как и само принятие решения о ее созыве), не укладывалось ни в какие правовые рамки, от этой идеи пришлось в конце концов отказаться. Тем не менее спустя некоторое время — скажем об этом забегая вперед -в Сухуме был разыгран очередной фарс: на собрании группы депутатов парламентов Абхазии и Грузии и «представителей общественности» оккупированной территории РА избрали «Председателя Совета Министров Автономной Республики Абхазия» - Тамаза Надарейшвили (и это при живом, как говорится, Предсовмина, работавшем в Гудауте), а собкор по Грузии «Новостей» телеканала «Останкино» Нана Гонгадзе, побив все рекорды цинизма, преподнесла это как... выполнение статьи 10 Итогового документа, т. е. возобновление нормальной деятельности законных структур власти.
Почему с самого начала было трудно рассчитывать на то, что в Москве примут иной, не мертворожденный Итоговый документ? Почему в ходе дальнейших событий вокруг грузино-абхазской войны не раз проявлялось столько недоговоренностей, порой двусмысленностей, постоянного лавирования со стороны различных действующих лиц этой исторической драмы? На данные вопросы не ответить без хотя бы краткого анализа сложной расстановки политических сил в треугольнике «Абхазия—Грузия—Россия».
Давно находящиеся под влиянием русской культуры, абхазы вместе с т. н. русскоязычным населением Абхазии тяготеют к России, ищут в ней защитника и покровителя (абхазы, кроме того, не хотят быть отрезанными государственной границей от северокавказских братьев по крови — адыгов и абазин). Обиды прошлого века со стороны царской России сегодня для абхазского народа давно перевернутая страница истории, со стороны же Грузии подавляющее его большинство видит угрозу своему национальному выживанию.
О каком компромиссе между противоборствующими сторонами могла идти речь на Московской встрече, если абхазы ожидали не только решения о немедленном выводе войск Госсовета Грузии с территории Абхазии, но и осуждения Госсовета как агрессора, а также возмещения им огромного материального ущерба, нанесенного Республике Абхазия; грузинская же сторона явно посчитала бы себя «обманутой» если б ей пришлось так просто отдать все завоеванное (пусть и почти без боя) в Абхазии!
В Грузии при абсолютном единодушии по «абхазскому вопросу» («Абхазия — неотъемлемая часть Грузии», «Не отдадим ни клочка нашей, грузинской земли!» и т. д.) относительно России царят очень разные подходы. На волне национально-освободительного движения здесь в свое время получили развитие в части общества антирусские, антироссийские настроения. Широко распространено также убеждение, что за действиями «абхазских сепаратистов» стоят исключительно происки имперской России, которая вновь покушается на независимость Грузии. Именно так заявил, например, в конце августа 1992 года в штаб-квартире НАТО в Брюсселе лидер национал-демократической партии Грузии Георгий Чантурия. Иными словами, если следовать этой логике, абхазы вовсе не борются за свободу, как боролись за свою свободу грузины, а озабочены лишь тем, как бы угодить злому дяде из Москвы и помочь ему в его кознях. Любопытно, что Шеварднадзе, часто выслушивавший от своих оппонентов-радикалов типа Ираклия Церетели обвинения в «русофильстве» тоже порой пускался в рассуждения о «внедряемой имперской машиной по капле в сознание абхазского народа «бацилле» сепаратизма». Что это, как не калька с какого-нибудь выступления 89—91 годов Алксниса, Петрушенко, Жириновского, в котором разоблачались зловещие планы западных спецслужб и доказывалось, что распад СССР - дело рук не литовцев, латышей, грузин и украинцев, а жителей Вашингтона... Правда, Шеварднадзе при критике действий российской стороны обязательно старался подчеркнуть, что речь идет о «реакционных силах в России». Доходило до того, что иные «политологи» вещали о борьбе против абхазского ополчения как о борьбе против «красно-коричневых».
Но ситуация, конечно, не так проста, чтобы можно было вогнать ее в ту нелепую схему («раз Жириновский — на стороне Абхазии, значит абхазы — сторонники Жириновского»), которую пытались навязать миру грузинский лидер и его присные. Что ж, при острой нехватке аргументов им приходится, как утопающему за соломинку, хвататься и за такие...
Да Россия и впрямь слишком велика и политически противоречива чтобы можно было однозначно охарактеризован, ее позицию в этой войне. Начать с того, что Северный Кавказ, поднявшийся на защиту Абхазии, — это ведь тоже Российская Федерация... Среди рядовых российских граждан (если человек вообще осведомлен о ситуации), без сомнения, преобладают симпатии к Абхазии— даже просто на эмоциональном уровне: во-первых, как естественная ответная реакция на «русофильство» абхазов и «русофобию» многих представителей грузинской общественности; во-вторых, как естественное движение души в защиту более слабого, когда «сорок пошли на одного». Однако, в сфере политики здесь оказалось очень много привходящих обстоятельств. Парадокс: казалось бы, именно демократы, исходя из принципа права наций на самоопределение, прав человека и очевидного для наблюдателей факта, что вводом войск в Абхазию Грузия пошла на силовое решение политических проблем, должны были безоговорочно поддерживать абхазскую сторону. На деле же истинными последователями взглядов покойного Андрея Дмитриевича Сахарова, противниками как имперского, так и миниимперского мышления (во всяком случае активно заявившими об этом) оказались в демократическом лагере одинокие фигуры: вдова академика Елена Боннэр, политик и ученый Галина Старовойтова, писатель Андрей Битов. Осудило действия Шеварднадзе и движение демократических реформ. Но в целом... В который раз приходится убеждаться, что в политике, увы, превалируют не принципы, а иные соображения: целесообразности, союзничества, конъюнктуры... Во взаимоотношениях демократической России и Грузии с некоторых пор к синдрому «9 апреля 1989 года» добавился и синдром Шеварднадзе (выступать против Шеварднадзе, недавнего соратника на «баррикадах» августа 1991 года в Москве, признанного в международном сообществе «миротворца» - это, по мнению многих, выступать против демократии). Явственно ощущалось и опасение, что попытка защитить абхазов будет воспринята на Западе как реанимация имперских устремлений России, претензий ее на роль жандарма — и Шеварднадзе активно этим опасением пользовался, стремясь склонить российское внешнеполитическое ведомство к прогрузинской позиции.
В то же время примитивная, но неискоренимая логика политичсской борьбы, по которой «враг моего врага - мой друг», глобальный расклад противоборствующих сил в постсоветском пространстве сделали активными союзниками абхазов оппозицию в РФ - русских национал-патриотов и коммунистов, которые нередко объединяют себя в понятие «государственники» и которых Объединяет ностальгия по СССР. При этом нетрудно заметить, что для многих из них Абхазия превращалась лишь в аргумент в собственной политической борьбе, а до бед ее народа, им, собственно, было мало дела.
Были и другие, кроме «партийных», моменты, влияющие на позицию российского руководства. С одной стороны, осознание того, что чересчур рьяная забота о «сохранении целостности Грузии» ведет отнюдь не к упрочению федеративных связей внутри самой России, а, напротив, к дестабилизации в ее северокавказских республиках. Элементарное рассуждение: не лучше ли иметь на границе с Краснодарским и Ставропольским краями благодарного союзника, чем агрессивное государство, где антироссийские настроения сочетаются с бесконечными кровавыми разборками правящих группировок? С другой стороны — нежелание ставить под удар полмиллиона русскоязычного населения Грузии или, скажем, такой сугубо прагматический подход: важнее не ссориться с грузинами, поскольку их в сорок раз больше, чем абхазов. (Последнее нашло выражение в весьма откровенном высказывании руководителя независимой миссии гражданской дипломатии МИД России, посетившей Абхазию в феврале 1993 года: Абхазия слишком мала для России, чтобы при выборе — Абхазия или Грузия — учитывать ее интересы).
Противоречивость позиции России весьма наглядно проявилась и в роли ее армии. С одной стороны Закавказский военный округ (его командование находится в Тбилиси) согласно договоренностям, по которым Грузии выделялась часть имущества бывшей советской армии -- хотя на встрече в Ташкенте было оговорено: не передавать его государствам, имеющим неурегулированные внутренние конфликты, вооружил грузинские войска для вторжения и продолжал вооружать их в дальнейшем. Известна радиограмма командующего ЗакВО В. Патрикеева 14 августа 1992 года, когда
самолеты российской части в Бамборе (близ Гудауты) отогнали вертолеты войск Госсовета, бомбившие Сухум: «Почему мешаете работе бортов?» Откровенно прогрузинскую позицию занимал зам. командующего ЗакВО С. Беппаев. С другой стороны, группировка Российских войск в Абхазии, которая не подчиняется командованию ЗакВО, сделала многое чтобы не дать задушить народ Абхазии *).
24—25 сентября 1992 года сессия Верховного Совета Российской Федерации обсудила вопрос «Об обстановке на Северном Кавказе в связи с событиями в Абхазии» и приняла постановление, в котором, в частности, было сказано: «Решительно осудить политику руководства Грузии, пытающегося путем насилия решить проблемы межнациональных отношений и потребовать от него немедленного прекращения вооруженных действий, вывода воинских формирований с территории Абхазии, соблюдения основных прав и свобод человека... Приостановить передачу Грузии вооружения, боевой техники, боеприпасов, частей и соединений Вооруженных Сил Российской Федерации, а также прекратить передачу Грузии вооружения, боевой техники и боеприпасов по ранее заключенным контрактам. Воздержаться от заключения с Грузией экономических соглашений впредь до урегулирования конфликта в Абхазии». Примечательно, что это постановление было принято в ВС подавляющим большинством голосов: поддержка народа Абхазии объединила на этот раз в парламенте Российской Федерации и «правых», и «левых», в том числе таких, например, идейных противников, как С. Бабурин и М. Молоствов.
Как раз в этот день, 25 сентября, Эдуард Шеварднадзе, путая ударения в слишком мудреных для себя «ученых» словах, выступал на Генеральной Ассамблее ООН в Нью-Йорке. Текст, как всегда составленный для него командой поднаторевших в своем деле референтов, был рассчитан на то, чтобы произвести на аудиторию «неизгладимое впечатление», но не обошлось без конфуза. Эмоции у Эдуарда Амвросиевича взяли верх над всем остальным и слишком прозрачное уподобление им малочисленных народов лилипутам, которые опутывают Гулливеров, вызвало у многих замешательство, так что даже российская «Независимая газета», весьма зависимая от грузинского лобби в Москве, предпочла, печатая текст речи, сделать стыдливую купюру в соответствующем месте.
Узнав о постановлении Верховного Совета России по дороге из Нью-Йорка в Москву, взбешенный Шеварднадзе поспешил встретиться для «выяснения отношений» с Борисом Ельциным. Встреча происходила за закрытыми дверьми, но многое позволяет сделать вывод, что свести неоднозначность позиции России относительно грузино-абхазской войны к противостоянию исполнительной и законодательной ветвей ее государственной власти - значит явно упростить ситуацию.
В средствах массовой информации появились сообщения о намечаемой на ближайшее время новой встрече Ельцина, Шеварднадзе и Ардзинба — на борту российского военного корабля в Сухумском морпорту, однако она так и не состоялась.
Шеварднадзе в это время был озабочен парламентскими выборами в Грузии. На всякий случай законом о выборах было установлено, что для избрания Председателем Верховного Совета Грузии ему, единственному кандидату, достаточно набрать треть голосов из принявших участие в голосовании, а тех, в свою очередь, чтобы выборы считались действительными, достаточно трети от числа лиц с избирательным правом. 11 октября мечта Шеварднадзе сделать наконец-то свою власть легитимной осуществилась. Сплоченный борьбой с «внешним врагом», грузинский народ так же дружно, как полтора года назад за Гамсахурдиа (судя по официальным итогам — даже еще более дружно), проголосовал за очередного «отца нации».
На фронтах абхазо-грузинской войны, однако, к тому времени произошли весьма неприятные для Шеварднадзе изменения.
Примечания
*) И в дальнейшем для политики России был характерен здесь т, н. "сбалансированный" подход, тактика уравновешивания. Российское правительство явно не желало решающей военной победы ни одной стороне, считая, что обязательно повлечет за собой новый виток эскалации конфликта.