Мери Шервашидзе. Художник кн. А.К.Шервашидзе-Чачба.

Коллекция  работ  художника  А.К.Шервашидзе (Чачба) в  сухумской  Картинной  галерее  пополнилась  интересной  работой – портретом  Мери  Шервашидзе,  который  передал  нам  на  постоянно  хранение  музей  изобразительных  искусств  Татарской  АССР г. Казани.

Напомню  историю  этой  находки: в  архиве  А.К. Шервашидзе  сохранилась  запись  об  исполненном  им  в  1912 году акварельном  портрете  Мери  Шервашидзе,  находящемся  в  Казани  у  Мантель.  На  наш  запрос  в  казанский  музей  вскоре  пришёл  ответ:  фотокопия  находящегося  у  них  портрета  с  описанием  и  сообщением  о  приобретении  его  у  Мантель  в  1919 году.

Не было  сомнения – это  был  портрет  Мери!

Находка  была  неожиданна  и  очень  радостна! 

На  просьбу  Министра  культуры  Абхазской  АССР  А.Х.Аргун  о  передаче  нам  портрета  Министерство  культуры  РСФСР  ответило  положительно. И вот  портрет  Мери  Шервашидзе  в  экспозиции  сухумской  картинной  галереи.

Приглашаем  ознакомиться  с  ним!

Хочется  поблагодарить  коллектив  Казанского  музея,  сохранивший  и  передавший  нам  (хотя  и  с  большим  сожалением)  портрет  Мери  в  хорошем  состоянии.

Мери  абхазка,  дочь  Прокофия  Левановича  Шервашидзе -  правнука  бывшего  владетеля  Абхазии  -  Келешбея.  Замужем  она  была  за  князем  Георгием  Николаевичем  Эристовым (Ксанским) ( похоронен  на  кладбище  Сент-Женевьев-де-буа).  Мери  Шервашидзе  и  по  настоящее  время  живёт  в  Париже.

Этот  портрет  А.К. Шервашидзе  написал  в  имении  Варвары  Михайловны  Мейендорф  -  сестры  абхазского  поэта  Г.М. Шервашидзе,  у  которого часто  гостили  и  Александр  Константинович  и  Мери.

Портрет  небольшой  (32,5 х 24,3),  написан  акварелью,  в  сдержанной  цветовой  гамме  и  только  яркая  зелень  фона  подчёркивает  весеннюю  свежесть  и  молодость  натуры.

Художник  с  любовью  передал  удивительное  обаяние,  девственную  нежность,  тонкие  правильные  черты  лица  абхазской  красавицы.  Милое  личико  изображено  вполоборота,  с  лёгким  наклоном  головы. В  выразительном  взгляде  карих  глаз,  в  движении  чёрных  бровей  чувствуется  тревожная  настороженность  молодой  девушки  вступающей  в  жизнь,  внутреннее  волнение  передаётся  зрителю  и  не  хочется  отрывать  глаз  от  этого  чарующего  облика.

Обладая  исключительной  красотой  и  обаянием  Мери  вдохновляла  поэтов  и  художников  своего  времени. Известно,  что  поэт  Галактион  Табидзе  с  любовью  посвящал  ей  свои  стихи. Замечательный  портрет  Мери  исполнен  художником  Савелием Сориным. Для  Галактиона Тобидзе  портрет  Мери  написал  Ладо Гудиашвили.

С  большой  нежностью  относился  к  Мери  и  А.К. Шервашидзе. Поддерживая  родственные  отношения,  они  часто  виделись  и  переписывались. Бережно  хранил  он  её  письма,  неизменно  начинающиеся  с  тёплого  обращения  «Дорогой  дядя  Саша»  и  заканчивающиеся  подписью  «Ваша  любящая  племянница  Мери».

Я  виделась  с  нею  в  Париже  в  1968 году,  когда  ей  было  уже  далеко  за  70 лет. Готовясь  к  встрече  с  Мери,  я  ожидала  увидеть  пожилую,  солидную,  малоподвижную  женщину  со  следами  былой  красоты,  обязательно  в  кресле  и  с  жалобами  на  болезни. Каково  же  было  моё  удивление,  когда  я  получила  приглашение  в  ресторан,  и  меня  встретила  красивая, молодая, обаятельная, совершенно  современная  женщина.

Это  было  через  месяц  после  смерти  моего  отца. Глубоко  сожалея об  ушедшем  любимом  дядюшке, Мери  много  рассказывала  об  их  встречах  в  Тбилиси, Петербурге, Париже, подчёркивая  его  исключительное  благородство, человеколюбие, его  лёгкое  общение  с  людьми, живое  остроумие  и  необычайную  скромность. Мне  было  и  горестно,  и  приятно  слушать  её. Подарив  Мери  её  фотографию,  которую  сохранил  отец, я  сфотографировала  её.

Сейчас  Мери  за  90  лет, живёт  она  в  Париже,  в  доме  для  престарелых. Я  послала ей   тёплое  письмо  с  вложением  фотокопии  полученного  портрета  из  Казани, но  ответа  не  получила.

Хочется верить, что  жива  и  здорова  наша  абхазская  парижанка.

Нам, сотрудникам  Картинной  галереи, посчастливилось  ещё  с  одной  находкой:  в  Кировском  областном  художественном  музее  им. Горького  обнаружен  эскиз  декорации  к  опере  «Миранда». Эту  работу  А.К. Шервашидзе  подарил    Вятскому  историческому  музею (ныне  Кировскому) в  1914 году. Сейчас  мы  ждём  из  Кировского  музея  фотокопию  эскиза.

Из  дома - музея    М.А. Волошина  (из Коктебеля)  получена  фотокопия  карандашного  портрета  матери  поэта – Елены  Оттобальдовны  Волошиной, созданного  А.К.Шервашидзе  в  1918 году.

Много  работ  А.К. Шервашидзе  хранятся  в  театральных  музеях Москвы, Ленинграда, в  Тбилисском  музее  искусств   Грузии.

Недавно  Русский  музей г. Ленинграда  приобрёл  его  живописную  работу  у  частного  коллекционера.

Немало  произведений А.К. Шервашидзе  находятся  и  за  рубежом – в  музеях  и  частных  коллекциях. Далеко  не  всё  нам  ещё  известно.

Коллекционер  русского  театрально – декорационного  искусства  в  Англии – Н.Д. Лобанов-Ростовский  имеет  несколько  работ  Шервашидзе, которые  были  выставлены  в  США  на  выставках  в  1967  и  1972 годах. Это  эскиз  декорации  к  балету  «Сильфиды» (музыка  Шопена, хореограф Фокин, поставлен в 1940 г. в США)  и два  эскиза  костюмов  к  постановке  Евреинова Н.Н.  «Весёлая смерть», (поставленной  в  Сухуми  в  1919 г. и  в  Париже  в  1922 г.).  Там же  был  выставлен  карандашный  рисунок  А.Н. Бенуа « А.К. Шервашидзе  за  работой».

В  1982 году опять  предполагается  открытие  выставки  в  США из  коллекции  Лобанова – Ростовского, где  будут  и  работы  А.К. Шервашидзе.

В 1972 году в  Париже,  на  выставке  посвящённой  памяти  С.П. Дягилева (из  коллекций  Б.Кохно  и  С. Лифаря),  фигурировало  имя  А.К.Шервашидзе, оформившего   пантомиму  из  12  картин  «Триумф  Нептуна» -   в  Лондоне  в  1926 году. На  каталоге  этой  выставки,  присланном А.А.Евреиновой – Кашиной,  С.Лифарь  написал:»…на  память  о  нашем  друге  художнике  «князеньке»  Шервашидзе – непревзойдённом  исполнителе  театральных  полотен  и  художественных  замыслов  «Русских  балетов  Дягилева», - соучастнике  художественной  театральной  революции  на  Западе…».

В  феврале  1981 года  в  Париже на  выставке,  устроенной  Национальной  библиотекой  Франциии  посвящённой  100 – летию  со  дня  рождения  Н.Н. Евреинова (с большим опозданием),  также  экспонировались  работы  А.К. Шервашидзе: портрет  Н.Н. Евреинова, 4  эскиза  костюмов  и  эскиз  декорации  к  «Весёлой  смерти»  Евреинова. В  афишах  и  программах – имя  А.К. Шервашидзе, оформлявшего  постановки: сухумских  спектаклей  в  1919 году, «Весёлой  смерти  в  Париже  и  Берлине  в  1922 году, балета  «Витязь  в  тигровой  шкуре»  в  Монте – Карло  в  1946  году.

На  выставке  «Москва – Париж» в  Москве в  текущем  году в  выставленной  программе  дягилевского  балета  указано  имя  А.К. Шервашидзе, как  исполнителя  костюмов  и  декораций  к  балету  Б.Кохно   «Le  Facheux« (хореограф  Нижинский), поставленному  в  Париже  в  1924 году.

К  большому  сожалению.  Сухумская  картинная  галерея  Абгосмузея  располагает  очень  ограниченным  количеством  художественных  работ  А.К. Шервашидзе, что  не  даёт  полного  представления  о  его  творчестве. Всего  173  произведения, из  них:  получено  из  Тбилисского  музея  искусств   Грузии – 163, в  том  числе: эскизы  пряников – 62,  эскизы  театральных  костюмов – 94,  натюрмортов – 5,  портретов – 1, эскизов  декораций – 1,  из  Киевского  музея  получено  3  работы, 7  приобретено  у  А.А.Евреиновой – Кашиной.

Вот  и  всё,  чем  располагает  Картинная  галерея  из  работ  А.К. Шервашидзе.

Хотелось бы,  чтобы  именно  в  Сухуми – столице  Абхазии  был  широко  представлен  своим  землякам  первый  абхазский  профессиональный  художник  (этого  хотел  и  он).

Откликнувшись  на  статью  О.Д. Пиралишвили  в  журнале  «Дроша»,  А.К. Шервашидзе  писал  в  1958 году: «…Всё,  что  имею,  готов  отдать  для  музеев  в  Тифлисе  и  Сухуми…»(подчёркнуто  им). И  ещё – после  отправки  посылки  со  своими  произведениями  в  Тбилиси  писал  мне: «…прошу  тебя  сговориться  с  Тбилиси, с  музеем,  который  должен  получить  мою  посылку,  чтобы  не  обидели  Сухуми…».

В  записях  книги  отзывов Картинной  галереи  также  много  пожеланий  видеть больше  работ  художника  А.К. Шервашидзе.

Нужно  было бы  пополнить  Сухумскую  экспозицию  его  работ   произведениями,  хранящимися  в  Тбилисском  музее  искусств  Грузии. Тем  более,  что , как  нам  известно,  там  есть  работы,  связанные  с  Сухумским  периодом  его  творчества: эскиз  оформления  сцены  к  постановке  «Козьма  Прутков»  в  Сухуми  в  1919 году, портрет  Козьмы  Пруткова,  два  портрета  абхазца,  исполненные  в  Сухуми  в  1919 году,  портрет  Н.Н. Евреинова,  портреты  родственников,  эскизы  костюмов  к  «Весёлой  смерти»,  много  автопортретов  и  других  работ.

Последние  годы  своей  жизни  А.К. Шервашидзе  провёл  в  одиночестве,  он  писал в  1958 году: «…Я живу  очень  уединённо, так  как  люди  не  моей  профессии  меня  утомляют  и  кажутся  в  некотором  смысле  невеждами,  на  самом  деле,  будучи  очень  умными…».

Но  в  возрасте,  перешагнувшем  за  90 лет, мечтая  о  приезде  в  Сухуми,  он  стремился  к  общению  с  молодыми  коллегами с  тем,  чтобы  передать  им  свой  опыт,  приобретённый  за  долгую  трудовую  жизнь.  «…Прошу  тебя  узнать,  как  я  буду  в  Сухуми   жить  и  смогу ли  работать, т.е.  заниматься  рисованием  и  живописью  в  смысле  преподавания…», писал  он  в  том же  1958 году.

Не  сбылись  мечты.

Но  радостно,  что  произведения  старого  художника  в  сухумской  Картинной  галерее  находятся  рядом  с  работами  талантливых  абхазских  художников  нового  поколения.

Число  молодых  художников  растёт  с  каждым  годом,  а  их  вдохновенные  произведения  подтверждают  яркий  расцвет  культуры  нашей  маленькой  республики  АБХАЗИЯ.

Сухум. 1981.