Мери Шервашидзе. Художник кн. А.К.Шервашидзе-Чачба.
Коллекция работ художника А.К.Шервашидзе (Чачба) в сухумской Картинной галерее пополнилась интересной работой – портретом Мери Шервашидзе, который передал нам на постоянно хранение музей изобразительных искусств Татарской АССР г. Казани.
Напомню историю этой находки: в архиве А.К. Шервашидзе сохранилась запись об исполненном им в 1912 году акварельном портрете Мери Шервашидзе, находящемся в Казани у Мантель. На наш запрос в казанский музей вскоре пришёл ответ: фотокопия находящегося у них портрета с описанием и сообщением о приобретении его у Мантель в 1919 году.
Не было сомнения – это был портрет Мери!
Находка была неожиданна и очень радостна!
На просьбу Министра культуры Абхазской АССР А.Х.Аргун о передаче нам портрета Министерство культуры РСФСР ответило положительно. И вот портрет Мери Шервашидзе в экспозиции сухумской картинной галереи.
Приглашаем ознакомиться с ним!
Хочется поблагодарить коллектив Казанского музея, сохранивший и передавший нам (хотя и с большим сожалением) портрет Мери в хорошем состоянии.
Мери абхазка, дочь Прокофия Левановича Шервашидзе - правнука бывшего владетеля Абхазии - Келешбея. Замужем она была за князем Георгием Николаевичем Эристовым (Ксанским) ( похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-буа). Мери Шервашидзе и по настоящее время живёт в Париже.
Этот портрет А.К. Шервашидзе написал в имении Варвары Михайловны Мейендорф - сестры абхазского поэта Г.М. Шервашидзе, у которого часто гостили и Александр Константинович и Мери.
Портрет небольшой (32,5 х 24,3), написан акварелью, в сдержанной цветовой гамме и только яркая зелень фона подчёркивает весеннюю свежесть и молодость натуры.
Художник с любовью передал удивительное обаяние, девственную нежность, тонкие правильные черты лица абхазской красавицы. Милое личико изображено вполоборота, с лёгким наклоном головы. В выразительном взгляде карих глаз, в движении чёрных бровей чувствуется тревожная настороженность молодой девушки вступающей в жизнь, внутреннее волнение передаётся зрителю и не хочется отрывать глаз от этого чарующего облика.
Обладая исключительной красотой и обаянием Мери вдохновляла поэтов и художников своего времени. Известно, что поэт Галактион Табидзе с любовью посвящал ей свои стихи. Замечательный портрет Мери исполнен художником Савелием Сориным. Для Галактиона Тобидзе портрет Мери написал Ладо Гудиашвили.
С большой нежностью относился к Мери и А.К. Шервашидзе. Поддерживая родственные отношения, они часто виделись и переписывались. Бережно хранил он её письма, неизменно начинающиеся с тёплого обращения «Дорогой дядя Саша» и заканчивающиеся подписью «Ваша любящая племянница Мери».
Я виделась с нею в Париже в 1968 году, когда ей было уже далеко за 70 лет. Готовясь к встрече с Мери, я ожидала увидеть пожилую, солидную, малоподвижную женщину со следами былой красоты, обязательно в кресле и с жалобами на болезни. Каково же было моё удивление, когда я получила приглашение в ресторан, и меня встретила красивая, молодая, обаятельная, совершенно современная женщина.
Это было через месяц после смерти моего отца. Глубоко сожалея об ушедшем любимом дядюшке, Мери много рассказывала об их встречах в Тбилиси, Петербурге, Париже, подчёркивая его исключительное благородство, человеколюбие, его лёгкое общение с людьми, живое остроумие и необычайную скромность. Мне было и горестно, и приятно слушать её. Подарив Мери её фотографию, которую сохранил отец, я сфотографировала её.
Сейчас Мери за 90 лет, живёт она в Париже, в доме для престарелых. Я послала ей тёплое письмо с вложением фотокопии полученного портрета из Казани, но ответа не получила.
Хочется верить, что жива и здорова наша абхазская парижанка.
Нам, сотрудникам Картинной галереи, посчастливилось ещё с одной находкой: в Кировском областном художественном музее им. Горького обнаружен эскиз декорации к опере «Миранда». Эту работу А.К. Шервашидзе подарил Вятскому историческому музею (ныне Кировскому) в 1914 году. Сейчас мы ждём из Кировского музея фотокопию эскиза.
Из дома - музея М.А. Волошина (из Коктебеля) получена фотокопия карандашного портрета матери поэта – Елены Оттобальдовны Волошиной, созданного А.К.Шервашидзе в 1918 году.
Много работ А.К. Шервашидзе хранятся в театральных музеях Москвы, Ленинграда, в Тбилисском музее искусств Грузии.
Недавно Русский музей г. Ленинграда приобрёл его живописную работу у частного коллекционера.
Немало произведений А.К. Шервашидзе находятся и за рубежом – в музеях и частных коллекциях. Далеко не всё нам ещё известно.
Коллекционер русского театрально – декорационного искусства в Англии – Н.Д. Лобанов-Ростовский имеет несколько работ Шервашидзе, которые были выставлены в США на выставках в 1967 и 1972 годах. Это эскиз декорации к балету «Сильфиды» (музыка Шопена, хореограф Фокин, поставлен в 1940 г. в США) и два эскиза костюмов к постановке Евреинова Н.Н. «Весёлая смерть», (поставленной в Сухуми в 1919 г. и в Париже в 1922 г.). Там же был выставлен карандашный рисунок А.Н. Бенуа « А.К. Шервашидзе за работой».
В 1982 году опять предполагается открытие выставки в США из коллекции Лобанова – Ростовского, где будут и работы А.К. Шервашидзе.
В 1972 году в Париже, на выставке посвящённой памяти С.П. Дягилева (из коллекций Б.Кохно и С. Лифаря), фигурировало имя А.К.Шервашидзе, оформившего пантомиму из 12 картин «Триумф Нептуна» - в Лондоне в 1926 году. На каталоге этой выставки, присланном А.А.Евреиновой – Кашиной, С.Лифарь написал:»…на память о нашем друге художнике «князеньке» Шервашидзе – непревзойдённом исполнителе театральных полотен и художественных замыслов «Русских балетов Дягилева», - соучастнике художественной театральной революции на Западе…».
В феврале 1981 года в Париже на выставке, устроенной Национальной библиотекой Франциии посвящённой 100 – летию со дня рождения Н.Н. Евреинова (с большим опозданием), также экспонировались работы А.К. Шервашидзе: портрет Н.Н. Евреинова, 4 эскиза костюмов и эскиз декорации к «Весёлой смерти» Евреинова. В афишах и программах – имя А.К. Шервашидзе, оформлявшего постановки: сухумских спектаклей в 1919 году, «Весёлой смерти в Париже и Берлине в 1922 году, балета «Витязь в тигровой шкуре» в Монте – Карло в 1946 году.
На выставке «Москва – Париж» в Москве в текущем году в выставленной программе дягилевского балета указано имя А.К. Шервашидзе, как исполнителя костюмов и декораций к балету Б.Кохно «Le Facheux« (хореограф Нижинский), поставленному в Париже в 1924 году.
К большому сожалению. Сухумская картинная галерея Абгосмузея располагает очень ограниченным количеством художественных работ А.К. Шервашидзе, что не даёт полного представления о его творчестве. Всего 173 произведения, из них: получено из Тбилисского музея искусств Грузии – 163, в том числе: эскизы пряников – 62, эскизы театральных костюмов – 94, натюрмортов – 5, портретов – 1, эскизов декораций – 1, из Киевского музея получено 3 работы, 7 приобретено у А.А.Евреиновой – Кашиной.
Вот и всё, чем располагает Картинная галерея из работ А.К. Шервашидзе.
Хотелось бы, чтобы именно в Сухуми – столице Абхазии был широко представлен своим землякам первый абхазский профессиональный художник (этого хотел и он).
Откликнувшись на статью О.Д. Пиралишвили в журнале «Дроша», А.К. Шервашидзе писал в 1958 году: «…Всё, что имею, готов отдать для музеев в Тифлисе и Сухуми…»(подчёркнуто им). И ещё – после отправки посылки со своими произведениями в Тбилиси писал мне: «…прошу тебя сговориться с Тбилиси, с музеем, который должен получить мою посылку, чтобы не обидели Сухуми…».
В записях книги отзывов Картинной галереи также много пожеланий видеть больше работ художника А.К. Шервашидзе.
Нужно было бы пополнить Сухумскую экспозицию его работ произведениями, хранящимися в Тбилисском музее искусств Грузии. Тем более, что , как нам известно, там есть работы, связанные с Сухумским периодом его творчества: эскиз оформления сцены к постановке «Козьма Прутков» в Сухуми в 1919 году, портрет Козьмы Пруткова, два портрета абхазца, исполненные в Сухуми в 1919 году, портрет Н.Н. Евреинова, портреты родственников, эскизы костюмов к «Весёлой смерти», много автопортретов и других работ.
Последние годы своей жизни А.К. Шервашидзе провёл в одиночестве, он писал в 1958 году: «…Я живу очень уединённо, так как люди не моей профессии меня утомляют и кажутся в некотором смысле невеждами, на самом деле, будучи очень умными…».
Но в возрасте, перешагнувшем за 90 лет, мечтая о приезде в Сухуми, он стремился к общению с молодыми коллегами с тем, чтобы передать им свой опыт, приобретённый за долгую трудовую жизнь. «…Прошу тебя узнать, как я буду в Сухуми жить и смогу ли работать, т.е. заниматься рисованием и живописью в смысле преподавания…», писал он в том же 1958 году.
Не сбылись мечты.
Но радостно, что произведения старого художника в сухумской Картинной галерее находятся рядом с работами талантливых абхазских художников нового поколения.
Число молодых художников растёт с каждым годом, а их вдохновенные произведения подтверждают яркий расцвет культуры нашей маленькой республики АБХАЗИЯ.
Сухум. 1981.